Биологи изучили гены рекордсменов долгожительства — летучих мышей — Naked Science

Биологи изучили гены рекордсменов долгожительства — летучих мышей

Крошечные рукокрылые живут десятки лет, усиливая работу белков, «ремонтирующих» их ткани, клетки и ДНК.

bat0

Человек разумный — заметный долгожитель среди млекопитающих. Наш срок намного больше, чем у животных сравнимой массы, и даже более крупные медведи редко живут дольше 30 лет. Однако настоящими рекордсменами по продолжительности жизни остаются рукокрылые: с учетом размеров тела лишь 19 видов млекопитающих живут дольше человека, 18 из них — летучие мыши. Механизмы их долголетия исследовала команда биологов из Ирландии и Франции во главе с Эммой Тилинг (Emma Teeling).

В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology and Evolution, они сообщают об экспериментах с несколькими видами летучих мышей, живущих более 25 лет. У пойманных в природе животных забирали пробы крови, после чего их метили и отпускали, чтобы через шесть лет снова найти и исследовать. В общей сложности пробы были получены у примерно сотни рукокрылых. Ученые проанализировали динамику активности генов, чтобы отследить происходящие с ними возрастные изменения.

Лишь около девяти процентов этих изменений оказались связаны именно с возрастом. Для большинства летучих мышей они коснулись активности генов, вовлеченных в репарацию («ремонт») поврежденной ДНК, а также переработку и обновление клеточных органелл. Повышенной активностью отличались и их теломеразы — белки, позволяющие восстанавливать концевые участки хромосом, сокращающиеся с возрастом, с каждым делением клетки.

Кроме того, в крови у летучих мышей обнаружилось повышенное количество сигнальных молекул мкРНК, прежде всего тех, которые подавляют клеточное деление. Эти изменения могут быть полезны как минимум потому, что позволяют сократить риск развития злокачественных опухолей.

Все это связано, по-видимому, с адаптациями, которые помогают полету рукокрылых, — в первую очередь с уменьшением массы тела. Например, ночницы Брандта могут жить дольше 40 лет и весят при этом около семи граммов. Полету требуется и высокий, активный метаболизм, неизбежно увеличивающий воспалительный «износ» клеточных структур и всего организма. Поэтому неудивительно, что летучие мыши выработали физиологические механизмы, снижающие это вредное воздействие, а также продлевающие жизнь.