19 января
Анна Новиковская

Ученые сравнили способность переключать внимание у детей и шимпанзе

5.5

Группа британских исследователей сравнила поведение детей в возрасте от трех до пяти лет и взрослых шимпанзе, чтобы оценить их способности к быстрому переключению внимания с текущей задачи на новые обстоятельства.

Детство у шимпанзе короче нашего, поэтому развиваются они быстрее / © jalantikus.com

Способность быстро переключать внимание с одной задачи на другую или даже работать над достижением нескольких долгосрочных целей одновременно большинству людей дается относительно легко. Однако британские исследователи задались вопросом: способны ли на это другие животные, в частности шимпанзе?

В эксперименте участвовали 224 ребенка и 52 взрослых шимпанзе. Испытуемым давали выбрать одну из четырех разноцветных чашек, стоявших на полке либо зеленого, либо синего цвета. Каждого ребенка или обезьяну предварительно учили, что если полка зеленая, то приз (банан либо наклейка) будет под зеленой чашкой, а если полка синяя, то под розовой чашкой. Иными словами, чтобы правильно выбрать чашку, испытуемому приходилось переключать внимание между определением цвета полки и сопоставлением его с цветом чашки, под которой должен находиться приз.

Согласно результатам, участники всех возрастов и обоих видов способны справиться с этой задачей, но по мере увеличения возраста детей процент успешных выборов резко возрастает — от 50 процентов у трехлетних и 59 процентов у четырехлетних до 80 процентов у пятилетних.

Результаты экспериментов с шимпанзе показали, что их способность переключать внимание находится на уровне трех- или четырехлетних детей (они выбирали верно в 52 процентах случаев), причем обезьяны нередко ошибались, выбирая чашку, «верную» для полки другого цвета. В то же время у пятилеток число ошибок резко падало, что свидетельствует о ключевом изменении в их сознании, недоступном нашим ближайшим родственникам среди приматов.

Итоги эксперимента еще раз доказывают, что многие черты нашего поведения, считавшиеся чисто человеческими, доступны и другим животным. Так что разница между сознанием шимпанзе и сознанием человека скорее не качественная, а количественная.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.