Шимпанзе-сироты испытывают похожие трудности, что и люди, оставшиеся без матерей — Naked Science
21.09.2020

4.3

Ученые установили, что потеря матери даже после отлучения детеныша шимпанзе от груди негативно сказывается на его будущей жизни. То же самое можно сказать в отношении людей, из чего исследователи делают вывод, что материнская забота на протяжении позднего детства, вероятно, была характерна для общего предка человека и шимпанзе.

Шимпанзе-сироты испытывают похожие трудности, что и люди, оставшиеся без матерей / ©divo.site

Работа опубликована в журнале Science Advances. Помимо всего прочего, люди отличаются от большинства других животных так называемым «длинным» детством — периодом, когда ребенок беспомощен или подвергается большему риску гибели без опеки взрослых в силу своей несамостоятельности.

Эта особенность развилась у человека из-за крупного мозга: чтобы выносить и родить такого ребенка, женщина, по сути, должна произвести на свет «недоношенный» с точки зрения других животных плод. Период довольно продолжительного детства есть и у наших ближайших родственников — шимпанзе. И хотя матери почти не кормят своих детенышей после отлучения от груди, они продолжают заботиться о них.

Чтобы узнать особенности поведения шимпанзе, а также то, чем чревата потеря матери у детенышей таких приматов после отлучения от груди, исследователи вот уже 30 лет наблюдают за тремя группами этих животных в национальном парке Таи в Западной Африке. Выяснилось, что у детенышей, которые потеряли мать даже после того, как она перестала их кормить (до наступления половой зрелости, которая у шимпанзе наступает в 12 лет), могут быть трудности в будущем.

Это относится в первую очередь к самцам шимпанзе, которые, как установили ученые, имели меньший репродуктивный успех (ключевой фактор успешности особи с точки зрения биологии) в будущем по сравнению с самцами, не потерявшими мать. Более ранние исследования показали, что потеря матери также влияет на замедление роста у обоих полов, а еще отдаляет срок первых родов у самок. С чем это связано — сказать сложно.

Специалисты выдвигают разные предположения. Так, вероятно, в ходе длительного детства матери-шимпанзе помогают своим детенышам приобрести важные для жизни умения: например, они передают информацию о том, где найти самую питательную пищу, такую как мед и орехи. Еще одна идея заключается в том, что матери таким образом помогают потомству приобрести социальные навыки.

У людей выявление подобной корреляции затруднено в силу того, что дети-сироты в цивилизованных странах, как правило, не остаются без опеки взрослых. Тем не менее известно, что потеря матери у детей до двух лет резко снижает их выживаемость. Поэтому ученые делают вывод, что материнская забота даже после отлучения от груди и у шимпанзе, и отчасти у людей влияет на их шансы выжить.