15.10.2020

Арктическая птица установила новый рекорд беспосадочного полета

4.8

Орнитологи зафиксировали рекордный безостановочный перелет: малый веретенник преодолел больше 12 800 километров и пересек весь Тихий океан всего за 11 дней.

©JJ Harrison, Wikimedia Commons

Малые веретенники (Limosa lapponica) — пестрые птицы размером с сороку, широко распространенные по всей Арктике, от Финляндии до Ямала и Аляски. Летом они устраивают гнезда в тундре, а зимовать улетают далеко на юг. Миграции веретенников — одни из самых длинных: многие из этих птиц добираются до берегов Средиземного и Красного морей и даже Австралии и Новой Зеландии. Они удерживают звание чемпионов по расстоянию безостановочного — без перерывов для отдыха — перелета.

В 2008 году ученые зафиксировали беспосадочный перелет самки малого веретенника от Аляски до Новой Зеландии — на расстояние более 11 600 километров. Но теперь и этот впечатляющий рекорд побит: экологи из Global Flyway Network сообщили, что в сентябре 2020 года один из окольцованных веретенников пересек Тихий океан за 11 дней, преодолев 12 850 километров. Помимо колец на лапах, на спине самца 4BBRW закрепили крошечный пятиграммовый маячок, который сохранял трек его перелета.

©Guardian, Global Flyway Network

Само по себе такое расстояние не столь уж велико для миграций животных, даже стрекозы способны преодолевать более 12 тысяч километров. Однако веретенники делают это без единой минуты отдыха, одним броском, без перерывов на еду и сон. Причем эти птицы практически не прибегают к спокойному планирующему полету и все время активно работают крыльями.

Оставаясь в воздухе, веретенники должны расходовать немало энергии: по оценкам шведского орнитолога Андерса Хеденстрёма (Anders Hedenström), за каждый час они при этом теряют около 0,41 процента собственного веса. К сожалению, энергетика их полета остается плохо изученной, как и невероятные способности этих птиц к навигации. Малые веретенники могут пересекать Тихий океан практически по ровной диагонали — как это видно хотя бы из трека полета 4BBRW — и не сбиваются с пути, несмотря на отсутствие видимых ориентиров.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.