27.02.2019
Редакция Naked Science
24 396

Дорога в небо: как стать космонавтом

3.6

Чтобы стать космонавтом, нужно хорошо учиться, делать зарядку, слушаться взрослых и так далее – все это мы знаем прекрасно, но этого явно недостаточно. Да и настоящие космонавты далеко не всегда были такими уж паиньками. Как же быть тому, кто отчаянно мечтает о космосе? Просто следуйте инструкциям.

космонавт

Юрий Гагарин – «Кедр», Алексей Леонов – «Алмаз», Сергей Крикалев – «Базальт», Светлана Савицкая – «Памир-2». Кто из детей хотя бы раз не мечтал стать космонавтом и с орбиты подать собственные позывные, которые услышит весь мир? Кому не хотелось хотя бы однажды, надев скафандр, оказаться в сверкающей бездне открытого космоса? Жаль, что время стирает эти мечты, стремления блекнут, и мы проводим остаток жизни в кондиционированном офисе. Ведь если постараться как следует, все это вполне осуществимо. И если вы еще не отчаялись окончательно, то двигайтесь «вперед и вверх», а мы подскажем, как это сделать.

Детство, отрочество, юность

Четыре женщины и 117 мужчин из нашей страны побывали в космосе. Самым молодым был Герман Титов, совершивший первый полет в 25 лет. Павел Виноградов побывал на МКС, будучи уже 60-летним. За шесть полетов Сергей Крикалев провел на орбите рекордные 803 дня, а Валерий Поляков оставался в космосе 437 суток без перерыва.

Но все герои, конечно, начинали обычными мальчиками и девочками, которые просто мечтали о небе. У сегодняшних школьников-мечтателей тоже достаточно возможностей начать этот путь в космос. И прежде всего стоит подумать о кружках и курсах, связанных с космонавтикой, астрономией и летным делом. В любом крупном городе можно найти несколько вариантов на выбор.

Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина

Разумеется, стоит налегать и на школьную программу, особенно по важным предметам, таким как физика и математика. Немало полезного можно узнать, участвуя в специализированных образовательных программах. Например, подмосковный Центр подготовки космонавтов (ЦПК) организует экскурсии «Знакомьтесь, космонавтика» и целые программы для детей и родителей продолжительностью в несколько дней. «Космические» смены проходят в некоторых летних лагерях, кружки и курсы могут работать при вузах, музеях и центрах детского творчества. Отдельное внимание нужно уделять здоровью и физической подготовке. Школьнику необязательно достигать профессиональных высот в спорте, но регулярная зарядка и достаточные нагрузки очень важны, тем более что именно в этом возрасте они позволяют исправить некоторые проблемы со здоровьем.

Как стать космонавтом: наикратчайшая инструкция:

1. Получить подходящее образование и опыт работы.
2. Дождаться объявления о наборе в отряд.
3. Отправить документы и получить приглашение на очный этап.
4. Успешно пройти испытания и собеседование.
5. Выдержать два года обучения и еще несколько лет подготовки.
6. Получить назначение в экипаж и дождаться старта.

Уже на этом этапе стоит начать думать над тем, какую «дорожку» в космос выбрать в будущем. По большому счету их три: через профессию летчика, специалиста по космической технике или врача. Первый вариант, видимо, самый надежный: исторически большинство отечественных космонавтов начинали как летчики, и из более чем 550 (общее количество побывавших в космосе) 285 были летчиками. Им отдается предпочтение, как профессионалам, привыкшим к повышенным нагрузкам и необходимости одновременно делать несколько дел: пилотировать самолет, следить за десятками показаний на приборной панели, координировать действия с партнерами, визуально контролировать горизонт и т. д.

С другой стороны, в последние десятилетия космонавтика становится все более и более «гражданской». И все больше шансов получают хорошие инженеры, разработчики космических ракет или спутников – за историю космонавтики на орбите побывало больше 220 инженеров, ученых и программистов. Отдельно ценятся опытные медики, хотя им придется основательно разбираться в аэрокосмическом «железе». Выбрав свою стезю и подходящее учебное заведение, можно переходить к следующему этапу обучения.

Основные требования к астронавтам NASA (США):

– Как минимум степень бакалавра по одному из четырех направлений – инженерия, биология, физика, информатика (или математика).

– Как минимум три года опыта по специальности или 1000 часов налета на реактивных самолетах.

– Отличная физическая форма, способность выдержать высокие физические и психические нагрузки на выносливость и стрессоустойчивость.

– Нормальная острота зрения невооруженным глазом или в очках.

– Кровяное давление в норме не выше 140/90, желателен рост в промежутке от 157 до 190 см.

– Бонус – склонность к лидерству, навыки командной работы и пуб­личных коммуникаций.

Стоит помнить, что по окончании военного летного училища понадобится отслужить несколько лет в Вооруженных силах, а гражданского – поработать пилотом гражданской авиации. Также и после получения инженерного диплома, например «Бауманки», необходимо поработать на предприятиях аэрокосмической отрасли. Тем же, кто решил стать «космическим доктором», стоит специализироваться по соответствующему направлению и подумать о работе в институте или на предприятии, связанном с космической или авиационной медициной, либо непосредственно с пилотируемыми полетами. Всем, кто выбрал «нелетный» путь, параллельно стоит пройти курсы пилотирования и совершить хотя бы несколько прыжков с парашютом, это будет хорошим бонусом в будущем.

Требования

Первые требования к кандидатам в космонавты сформулировал еще Сергей Королев: «Безупречное состояние здоровья при высокой психической устойчивости и общей выносливости организма; высокая летная успеваемость при выраженных задатках воли, трудолюбия и любознательности; активное желание освоить полеты на ракетных летательных аппаратах; антропометрические параметры: рост не более 170 см, вес 70–72 кг, возраст не старше 30 лет». Стоит добавить, что во времена СССР космонавты также должны были быть членами компартии и иметь безупречный моральный облик. Сегодня ваши политические взгляды могут быть любыми, да и требования к размерам заметно смягчились – капсулы современных космических кораблей стали намного вместительнее.

Основные требования к астронавтам ESA (Евросоюз, Канада):

– Высшее образование в подходящей научной или технической области, хороший уровень предыдущих исследований.

– Опыт управления самолетами приветствуется, но необязателен, как и другие навыки.

– Равное внимание уделяется физической форме и психологической устойчивости, адаптируемости и самоконтролю.

– Важны также открытость и готовность общаться с публикой и с прессой, что входит в число обязанностей астронавта.

– Обязательно отличное знание английского, бонусом будет знание русского.

– Принимаются только граждане стран, входящих в Европейское космическое агентство, – это почти все государства Европы плюс Канада, имеющая статус ассоциированного члена.

В ходе последнего набора претендентов на обучение для поступления в отряд космонавтов предельный возраст обозначили как 35 лет, масса тела – 50–90 кг, рост – 150–190 см. Дополнительные критерии: ширина бедер – до 41 см, плеч – до 52 см, обхват груди – 94–112 см, размер обуви – до 46. Помимо этого требовались российское гражданство, высшее образование по инженерной или летной специальности и опыт работы от трех лет. Физические нормативы тоже далеки от жестких требований, которые предъявлялись во времена Королева.

Они находятся на уровне норм ГТО для 18–29 лет: пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, подтянуться не меньше 14 раз и т. д. Обширные и весьма высокие требования к здоровью и психологическому состоянию оцениваются в ходе очных испытаний, которые проводятся в подмосковном Звездном городке.

Российский сегмент МКС (тренажер в натуральную величину)

Обратный отсчет: училища и вузы для абитуриентов и школьников

Профессия: инженер

Центры обучения: Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Баумана, профильные факультеты и кафедры МФТИ, МГУ, СПбГУ, НГУ или другого хорошего университета или института страны. После вуза крайне желателен опыт работы на предприятиях ракетно-космической отрасли – РКК «Энергия», ГКНПЦ им. Хруничева, НПП «Звезда», НПО «Энергомаш», ИСС им. Решетнева, НПО им. Лавочкина и т. д.

Профессия: летчик

Центры обучения: Ульяновский институт гражданской авиации (филиалы в Сасово и Красном Куте), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (филиал в Бугуруслане), Омский летно-технический колледж гражданской авиации, Калужское авиационное летно-техническое училище ЦС ДОСААФ, Высшие военные авиационные училища летчиков и учебные центры ВВС (Сызрань, Барнаул, Краснодар, Воронеж, Армавир и др.).

Профессия: врач

Центры обучения: любой медицинский вуз по подходящей специальности. Желательна последующая врачебная практика, а также сотрудничество и работа в близкой к космонавтике медицинской организации – Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, Институте космических исследований (ИКИ) РАН или Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Придется пройти серьезную дополнительную подготовку в области инженерии, техники и пилотирования.

Кстати, для космонавтов (и туристов), посещающих МКС, действуют общие критерии отбора, которые в 2002 году согласовали страны-участницы проекта. В нем, помимо медицинских и профессиональных качеств, рассматриваются и личные дела кандидатов. Не будет допущен к полету человек, если он совершил преступление или сообщил о себе ложные сведения, известен дурным поведением, склонен к пьянству или употребляет наркотики.

Анкету проверяет Интерпол, а для кандидатов-граждан государств, не участвующих в проекте МКС, понадобится согласие всех 15 стран-участниц. Для всех обязательно уверенное знание английского языка, а часто и дополнительного – при полетах на российских космических кораблях – русского.

Предпоследние шаги

Сегодня российский отряд космонавтов насчитывает 27 человек, и каждые несколько лет Роскосмос объявляет набор новых. Предыдущий состоялся в 2012 году, последний стартовал 14 марта 2017-го и продлился до сентября. Он проводился открыто, позволив принимать заявки от всех граждан России, удовлетворяющих первичным требованиям, пусть даже не связанным с авиацией или ракетно-космической отраслью.

Мы уже цитировали конкурсную заявку, опубликованную Центром подготовки космонавтов (ЦПК), – помимо названных требований она упоминает уверенное пользование компьютерной техникой, знание английского языка и, вообще, высокую способность к обучению физическим и техническим аспектам работы космической техники.

На адрес: «141160, Московская область, Звездный городок, начальнику ФГБУ “НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина”» поступили сотни заявок с пометкой «В комиссию по отбору кандидатов в космонавты», однако отберут лишь 6–8 человек, необходимых для пополнения российского отряда. Если вашу заявку не приняли, отчаиваться тоже не стоит. Несмотря на все трудности и даже катастрофы, которые сотрясали российскую космическую отрасль в последние годы, профессия космонавта остается чрезвычайно престижной и столь же востребованной, как и во всем мире. Поэтому заявок на отбор поступает намного больше необходимого, и далеко не все – и далеко не с первого раза – проходят отбор.

И если вас «отсеяли» не по медицинским или другим строгим ограничениям, а из-за банальной нехватки какой-то мелочи, можно попытаться снова. Отставной астронавт Клэй Андерсон в своей автобиографии признался, что подавал заявку в NASA 15 раз, прежде чем был принят для подготовки.

Претенденты будут отобраны до конца года и приглашены для прохождения психологических собеседований, физических испытаний и медицинских обследований в ЦПК. В некоторых тестах применяются довольно жесткие тренажеры, барокамеры и центрифуги и даже тяжелое личное собеседование. При межведомственной комиссии, отбирающей претендентов, действуют пять отдельных комиссий: по медицинскому освидетельствованию, по физической подготовке и психологическим требованиям, по образованию и профессиональной компетентности, по обработке заявлений и документов. Проверяется способность быстро усваивать сложный и объемный технический материал.

Однако даже вершина этого пути, принятие в набор, – это только следующий шаг, и многие кандидаты отсеиваются еще позднее, в ходе тяжелого и даже нудного двухгодичного процесса подготовки с его ежемесячными сессиями. Наша – заимствованная еще у советских пионеров космонавтики – система подготовки считается едва ли не самой суровой в мире. Но старания стоят того, чтобы когда-нибудь с бьющимся от радости сердцем получить заветную «корочку» космонавта-испытателя, дождаться подготовки в составе экипажа – и однажды, уже совершенно спокойным и подкованным специалистом, подняться на борт космического корабля и взмахнуть рукой.

Идем на старт: адреса и телефоны кружков и курсов для школьников

Юношеский клуб космонавтики им. Г. С. Титова

Город: Санкт-Петербург.
Адрес: Невский пр., д. 39, Сервизный корпус, 1 этаж, комн. 110. Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Телефон: +7 (812) 407-43-55.
Занятия: Пожалуй, старейший детский клуб космонавтики в России – начал работу еще в 1961 году и выпустил несколько действующих космонавтов. Трехлетняя образовательная программа с занятиями по основам аэрокосмических и информационных технологий, астрономии и авиации. Бесплатно.
Сайт: april12.org

Астрокосмический центр «Притяжение»

Город: Нижний Новгород.
Контакты: ул. Революционная, д. 20. Нижегородский планетарий им. Г. М. Гречко.
Телефон: +7 (831) 272-50-94.
Занятия: Теория и практика астрономии, основы космонавтики. Экскурсии в планетарий и наблюдения в телескоп, тренировки на космическом тренажере, испытания в симуляторе звездолета, встречи с настоящими специалистами космической отрасли. Бесплатно.
Сайт: planetarium-nn.ru/акц-притяжение-2/

Клуб любителей космоса «Космический отряд»

Город: Москва.
Адрес: пр. Мира, 111. Музей космонавтики.
Телефон: +7 (916) 402-28-54.
Занятия: Лекции о космических технологиях, астрономии, основы подготовки к полету, встречи с космонавтами и учеными, поездки-экскурсии в обсерватории и центры авиакосмической отрасли, занятия в интерактивном классе, астрономические наблюдения. Стоимость – 200 руб. за занятие. При музее также действует КБ «Восток» – школа юных конструкторов космической техники.
Сайт: www.kosmo-museum.ru

Программа «Космоквантум» сети детских технопарков «Кванториум»

Города: Барнаул, Владимир, Нальчик, Нижнекамск, Томск, Тула, Космосмольск-на-Амуре, Нефтеюганск и др.
Адреса: более 20 центров по всей стране.
E-mail: [email protected]
Занятия: Пилотируемая космонавтика, основы астрономии, космическая механика и программирование, разработка космических и летательных аппаратов. Используются симуляторы космических аппаратов и конструкторы микроспутников, комплексы приема данных с орбиты. Платно.
Сайт: roskvantorium.ru