Стрекозы оказались рекордсменами по дальности миграций — Naked Science
04.03.2016

Стрекозы оказались рекордсменами по дальности миграций

При длине тела всего до 4 см стрекозы бродяжки рыжей в поисках подходящего места для откладывания яиц могут преодолевать 14–18 тыс. км.

sn-dragonfly_0

Самыми знаменитыми «мигрантами» среди насекомых остаются, пожалуй, бабочки монархи. Каждый год эти легчайшие крылатые преодолевают порядка 8 тыс. километров, переселяясь из Канады в Мексику и обратно. Однако мелкие стрекозы бродяжки рыжей сместили монархов с пьедестала: как показали генетические исследования, эти четырехкрылые насекомые способны перелетать через Тихий океан.

Конечно, на фоне абсолютного чемпиона по дальности сезонных миграций – полярной крачки, которая перелетает из Арктики в Антарктику и обратно, преодолевая за год до 80 тыс. км, – достижение стрекозы Pantala flavescens (бродяжки рыжей) может показаться не слишком серьезным. Однако стоит учесть крошечные размеры и хрупкость этих насекомых, чтобы отнестись к их своего рода рекорду с уважением.

Такая способность, по мнению ученых, делает популяции бродяжки рыжей «глобальными». Например, популяции медведей в Евразии и Северной Америке практически не пересекаются, так что успели заметно разойтись друг с другом. А вот стрекозы P. flavescens продолжают активно контактировать. Изучив генотип насекомых, выловленных в Северной и Южной Америке, а также в Азии, ученые показали, что они несут близкие митохондриальные РНК, что свидетельствует о сохраняющемся родстве.

Преодолевать расстояние от Мексики до Индии стрекозам помогает увеличенная площадь поверхности крыльев, которые позволяют летать более «расслабленно», используя восходящие потоки воздуха и поднимаясь на высоту более километра. Остается лишь пожалеть, что обычные маячки, которыми пользуются орнитологи для отслеживания птичьих миграций, для стрекоз чересчур велики, из-за чего мы пока не можем непосредственно проследить их перелеты.