Активность мозга трейдеров предсказала изменения котировок лучше, чем их действия — Naked Science

7.4

Анализ мозговой активности подопытных во время принятия решений перед торгами на бирже оказался более показательным для предсказания динамики цен акций, чем сами торги.

Области мозга, которые интересовали исследователей и образец активности, зафиксированной в экспериментах / ©Mirre Stallen, Nicholas Borg and Brian Knutson, Brain activity foreshadows stock price dynamics, DOI: https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.1727-20.2021

Американские психологи из Стэнфордского университета провели серию экспериментов по предсказанию динамики биржевых котировок. Для этого использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) добровольцев, которые сыграли роль трейдеров. В первом эксперименте приняли участие 41 человек, во втором — 49, каждый прошел через 140 тестов. Для чистоты условий ученые всякий раз брали различные наборы акций из биржевых архивов 2015 года.

Фактически добровольцам предложили игру, основанную на реальных событиях. Когда они находились в аппарате для фМРТ, им показывали графики 14 случайно отобранных для каждого котировок. Начиная с десятью долларами на счете в каждом тесте они должны были принять решение, куда инвестировать деньги. Каждый следующий тест представлял собой суточное изменение цен на акции. Помимо почасовой оплаты за участие в эксперименте, мотивацией для подопытных служила возможность забрать «заработанные» на симулированных торгах средства.

Что важно — никто из них не получал финансового образования и не оканчивал профильных курсов. В итоге средний заработок «трейдеров» составил 10,4 доллара в первом эксперименте и 10,29 доллара — во втором. С учетом стартового капитала в размере десяти долларов прибыль может показаться незначительной, но она похожа на реальную картину биржевых торгов. После отсеивания бракованных данных — из-за движения головы подопытных или слишком высокого уровня шума — у исследователей на руках оказались 73 набора данных (34 и 39 в первом и втором экспериментах соответственно).

Результаты были интригующими. Мозговая активность подопытных выступила надежным индикатором будущих изменений стоимости акций. Если точнее, активное прилежащее ядро (nucleus accumbens) показывало грядущее удорожание или удешевление акций (в зависимости от типа активности). А степень возбуждения островковой доли (anterior insula) характеризовала величину изменения стоимости активов. Наконец, самое интересное: вне зависимости от того, верные решения принимали «трейдеры» или нет, их мозговая активность все равно с большой долей достоверности предсказывала изменение цен.

Научная работа с описанием этого занимательного исследования опубликована в рецензируемом журнале The Journal of Neuroscience. Ее авторы — Мирра Сталлен (Mirre Stallen), Николас Борг (Nicholas Borg) и Брайан Кнатсон (Brian Knutson).