Какие профессии востребованы сегодня?
09.03.2021
Мария Кривоченко
2 388

Работа в ночную смену повысила риск развития рака

3.1

Ночные смены разрушают естественный 24-часовой цикл активности генов, связанных с раком. Это приводит к большей уязвимости повреждения ДНК и повышает вероятность возникновения онкологических заболеваний.

Кадр из фильма «Четыре комнаты»

Группа исследователей из Вашингтонского университета выяснила, как рабочий график влияет на риск развития рака, и проверила, какую роль в этом играют биологические часы. Подробности работы опубликованы в журнале Journal of Pineal Research.

Команда провела эксперимент. Биологи отобрали 14 взрослых и физически здоровых добровольцев. Семь дней они провели в университетской лаборатории: половина «работала» в ночную смену, а другая половина — в дневную. В помещении в течение дня участники бодрствовали при постоянном освещении и комнатной температуре, а также получали одинаковые закуски ежечасно. Каждые три часа у них брали образцы крови.

Анализы белых кровяных телец, взятых из образцов, показали, что ритмы многих генов, связанных с раком, отличались у тех, кто бодрствовал в ночную смену. Кроме того, лейкоциты, выделенные из крови участников ночной смены, показали больше признаков повреждения ДНК. К тому же они оказались более уязвимыми к внешним повреждениям от радиации — фактору риска повреждения ДНК и развития рака.

Также результаты показали, что ночные смены нарушают естественные 24-часовые циклы активности некоторых генов, связанных с онкологическими заболеваниями. Это делает работников ночных смен более уязвимыми к повреждению ДНК. «Работники ночных смен сталкиваются с проблемами: начиная от высокого риска метаболических и сердечно-сосудистых заболеваний, заканчивая психическими расстройствами и раком. Наша задача — найти новые методы диагностики и лечения этой группы людей», — добавил соавтор исследования профессор Ханс ван Донген.

Ученые отметили, что предстоит провести дополнительные исследования. Их следующий шаг — повторить тот же эксперимент с людьми, которые в реальности постоянно работали в дневную или ночную смену в течение многих лет, и определить, накапливаются ли у них с течением времени повреждения ДНК. Если то, что происходит с вахтовыми рабочими, согласуется с полученными во время эксперимента выводами, исследование можно будет использовать для разработки стратегий профилактики и лечения, которые могли бы решить проблемы вахтовиков.

Кроме того, они помогут оптимизировать сроки лечения рака и сделать так, чтобы эффективность терапии была выше, а побочные эффекты — минимальными. Процедура, называемая хронотерапией, по мнению ученых, должна быть точно настроена на внутренние ритмы ночных работников.