23.08.2023
Юлия Трепалина
17 219

Ученые разобрались, как доходчивее всего разговаривать с собакой

4.8

Исследование ученых из Венгрии показало, что мозг собак активнее реагирует, когда с ними говорят как с маленькими детьми.

© Dora Tuzson-Varga / Автор: Андрей Чернов

В общении с еще бессловесными малышами люди часто используют «‎детский язык»‎: говорят более мягким тоном и громче обычного, активно артикулируют, растягивая гласные и усиливая речь утрированной интонацией. В зарубежной литературе эту манеру обозначают термином «‎infant directed speech», а в России обычно называют сюсюканьем.

Взрослые говорят так с детьми неслучайно. Подобная речь привлекает больше внимания, побуждает к взаимодействию со старшими. В итоге это способствует здоровому когнитивному, социальному и языковому развитию малышей. По этому поводу проводились исследования, и их авторы доказали, что младенцы хорошо реагируют на такую манеру и откликаются на нее лучше, чем на обычный язык, которым взрослые пользуются между собой.

Венгерские нейробиологи заметили, что люди прибегают к похожему стилю общения с домашними собаками. Ученые предположили, что у собак тоже может быть повышенная нейронная восприимчивость к сюсюкающей манере.

Чтобы проверить гипотезу, исследователи устроили эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии. В опыте участвовали 19 взрослых собак, живущих в семьях. Среди них были как дворняги, так и породистые псы обоих полов. Все испытуемые предварительно прошли специальную подготовку. Собак научили сохранять неподвижность при МРТ-сканировании, так что во время исследования не пришлось ограничивать движения животных. Также их приучили к наушникам на голове.

Реакция мозга собак на человеческую речь, адресованную собакам, младенцам и взрослым / © Anna Gergely, Anna Gábor at al.

Лежавшим в томографе собакам давали прослушивать запись реальной речи мужчин и женщин. В эксперимент включили три варианта: разговор взрослых друг с другом, обращение человека к собаке и общение людей с младенцами.

Эксперимент показал, что слуховые зоны собачьего мозга активнее реагировали на речь, адресованную собакам и младенцам. То есть мозг этих животных оказался «‎настроен» на ту самую сюсюкающую манеру, которая присутствует в общении людей с малышами и питомцами. Также выяснилась интересная деталь: восприимчивость собачьего мозга к речи, адресованной собакам и младенцам, проявлялась сильнее, если говорила женщина, и зависела от высоты и вариаций голоса.

Следовательно, для собак имеет значение, как люди с ними разговаривают, и их мозг особенно отзывчив к речи с преувеличенным интонированием, характерным для женского голоса.

Интересно, что в отличие от младенцев, у собак эту восприимчивость нельзя объяснить ни унаследованной от древних предков чувствительностью к подобным сигналам, ни тем, что женский голос они слышат в утробе. Щенки рождаются глухими: слуховой проход у них открывается на третьей неделе жизни.

По мнению Анны Габор (Anna Gábor), одного из авторов исследования, отзывчивость мозга собак на женский голос связана с тем, что в общении с ними женщины чаще мужчин переходят на ‎«‎детский язык». Ученые считают, что повышенная нейронная чувствительность к такой манере выработалась в процессе одомашнивания собак и может быть одной из причин, почему они превосходят других животных в плане восприятия речи.