14.01.2019
Редакция Naked Science

Астрономы обнаружили сжимающуюся черную дыру

Команда ученых из Массачусетского технологического университета заметила необычное явление: при поглощении звезды черная дыра сжалась в несколько тысяч раз.

ahr0cdovl3d3dy5zcgfjzs5jb20vaw1hz2vzl2kvmdawlza4mi8xmtqvb3jpz2luywwvbwl0lxnocmlua2luzy1jb3jvbmeuanbn

В марте 2018 года инструмент NASA, установленный на Международной космической станции (МКС), примерно в 10 тысячах световых лет от Земли заметил черную дыру, поглощающую звезду. Произошедшее впоследствии оказалось странным даже по меркам сверхплотных небесных тел, из которых не способен выбраться свет: черная дыра начала сжиматься.

Согласно записи в блоге Массачусетского технологического института (МТИ) об этой находке, которая, в свою очередь, недавно была описана в журнале Nature, корона черной дыры MAXI J1820+070 — окружающее ее кольцо из частиц — стала значительно меньше, чем была.

По словам сотрудников МТИ, изначально она была размером примерно со штат Массачусетс, а в итоге сжалась всего до 10 километров. Стоит упомянуть, что этот космический монстр в десять раз массивнее Солнца, а в момент обнаружения он находился в процессе поглощения целой звезды.

Джек Стайнер, физик из Института астрофизики и космических исследований МТИ, рассказал, что эти наблюдения стали большим открытием в пока молодой области изучения черных дыр.

«Мы впервые увидели признаки сжатия короны во время определенной фазы эволюции вспышки, — говорит Стайнер. — Корона до сих пор представляла собой тайну, и наше понимание ее сущности все еще шаткое. Однако теперь есть доказательства, что в структуре системы развивается сама корона».

Типичная вспышка может происходить при поглощении черной дырой огромных объемов материала из находящейся рядом звезды. Этот материал накапливается вокруг черной дыры в виде вихря, известного как аккреционный диск. Материал, расположенный ближе всего к черной дыре, вращается быстрее и создает трение, разогревающее диск до невероятных температур.

Новая работа дает представление о  важной фазе вспышки черной дыры, известной как переход от твердого состояния к мягкому. Ученым было известно, что в какой-то момент на ранних стадиях вспышки черная дыра переходит из «твердой» фазы, в которой преобладает энергия короны, в «мягкую» фазу, где больший эффект имеет излучение аккреционного диска.

Архитектор из португальского города Порту Педро Рамальо (Pedro Ramalho) поделился своим видением прогулочной яхты недалекого будущего.

Российские ученые доказали высокую противовоспалительную активность двух производных от жирных кислот из лосося. Эти вещества можно использовать для разработки новых лекарств против нейродегенеративных заболеваний — болезней Альцгеймера и Паркинсона, — сопровождающихся воспалением тканей мозга.

Новое исследование ученых из Японии предполагает, что собаки произошли от своего предка-волка из Восточной Азии.