31.10.2018
Редакция Naked Science

Ученые провели самое детальное наблюдение вещества вблизи черной дыры

Международная команда ученых провела беспрецедентное наблюдение вещества, вращающегося вокруг компактного объекта в центре Млечного Пути.

eso1835a1

Невероятно чувствительный инструмент Европейской южной обсерватории (ESO) GRAVITY предоставил больше доказательств в пользу предположения о том, что в центре Млечного Пути находится сверхмассивная черная дыра. Новые наблюдения показывают вращение вокруг нее скоплений газа на скорости в 30% от световой по круговой орбите прямо за пределами ее горизонта событий. Впервые вещество наблюдали так близко к точке невозврата. Это стало и самым детальным наблюдением материи, вращающейся так близко к черной дыре. Исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Международная команда ученых использовала инструмент GRAVITY, установленный на интерферометре Очень большого телескопа, для наблюдения вспышек инфракрасного излучения, исходящего от аккреционного диска вокруг Стрельца А* — массивного объекта в центре Млечного Пути. Наблюдаемые вспышки подтверждают, что объект в центре Галактики — сверхмассивная черная дыра. Они исходят от материала, вращающегося очень близко к горизонту событий черной дыры.

«Это ошеломительно — непосредственно наблюдать вещество, вращающееся вокруг массивной черной дыры на 30% от скорости света, — говорит Оливер Пфюль из Института внеземной физики имени Макса Планка (MPE). — Невероятная чувствительность GRAVITY позволила нам наблюдать процесс аккреции в настоящем времени в беспрецедентных подробностях».

Визуализация с использованием данных из симуляций орбитального движения газа вокруг компактного объекта Стрелец А* на 30% от скорости света / © ESO/Gravity Consortium/L. Calçada

Получение этих данных стало возможным только благодаря международному сотрудничеству и передовым инструментам. GRAVITY, при помощи которого было проведено исследование, совмещает свет, полученный с телескопов ESO для создания виртуального супертелескопа диаметром 130 метров. Инструмент применялся и ранее для изучения природы Стрельца А*.

«Это всегда было проектом нашей мечты, но мы не осмеливались даже надеяться, что он станет реальностью так скоро», — говорит Рейнхард Гензел из MPE, руководивший исследованием.