06.04.2021
1 888

Меню наших предков могло почти полностью состоять из мяса

4.7

Ученые из Израиля и Португалии провели исследование, посвященное реконструкции питания наших предков, и выяснили, что их диета в плейстоцене могла состоять почти полностью из мяса.

Меню наших предков могло почти полностью состоять из мяса / ©Getty images

Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology. Считается, что мозг начал расти у людей благодаря мясной пище и охоте. Однако ученые полагают, что изначально наши далекие предки были насекомоядными, затем — фруктоядными, а после — и всеядными, то есть питались тем, что найдут, включая коренья, фрукты и падаль. Затем они научились охотиться сами, но продолжали есть и растительную пищу.

Ученые из Тель-Авивского университета (Израиль) и Университета Миньо (Португалия) пришли к выводу, что предки в плейстоцене (начиная от 2,5 миллиона лет назад, как раз когда появились первые Homo, и до 11,7 тысячи лет назад) питались в основном мясом. По их мнению, только исчезновение мегафауны (например, мамонтов) привело к тому, что люди вновь перешли к более всеядной диете, а затем стали искусственно развивать животноводство.

Исследование заключалось в анализе около 400 работ из различных научных дисциплин. Большинство их касалось современной генетики, метаболизма, физиологии и морфологии человека. Так, один из ярких примеров, по мнению авторов исследования, — кислотность человеческого желудка, которая высока, если сравнивать со всеядными животными и даже с некоторыми хищниками. Поддержание и производство повышенной кислотности требует большого количества энергии, а ее наличие свидетельствует о потреблении продуктов животного происхождения (поскольку сильная кислотность защищает желудок от вредных бактерий, содержащихся в мясе).

По мнению исследователей, наши предки, охотясь на мегафауну, могли есть мясо в течение нескольких дней и даже недель, отчего оно портилось. Это, как они считают, и вызвало в том числе повышение кислотности желудка. Однако выводы сделаны не только на основе кислотности желудка, но и на генетике, а также структуре жировых клеток человека, которые схожи с таковыми у хищников. Дело в том, что в организме всеядных животных жир сохраняется в относительно небольшом количестве крупных жировых клеток, а у хищников и людей — наоборот, в большом количестве мелких клеток.

Подобные заключения дополнились археологическими свидетельствами — например, исследованиями стабильных изотопов в костях наших предков, которые показывают, что люди специализировались на охоте на крупных и средних по размеру животных с высоким содержанием жира в организме. И лишь начиная примерно с 85 тысяч лет назад в Африке и примерно с 40 тысяч лет в Европе и Азии наши предки стали постепенно вводить в рацион все больше растительной пищи.

К таким выводам, впрочем, стоит относиться аккуратно, поскольку свидетельств полномасштабной охоты на крупных зверей в Африке нет. И даже позднее, когда люди пришли в северные широты, добыча мамонта, вопреки устоявшемуся мнению, была далеко не гарантированной, а многие популяции древних людей вообще не показывают следов охоты на таких животных.