13.08.2021
7 889

Коренные филиппинцы сохранили самую большую часть ДНК вымерших денисовцев

5.3

В геноме представителей филиппинских племен аэта обнаружили до пяти процентов денисовской ДНК — больше, чем у кого-либо еще из современных людей.

Магбукон — одно из племен филиппинских негритосов аэта
Магбукон — одно из племен филиппинских негритосов аэта / ©Philippine Government

Денисовцы были одним из поздних видов гоминидов, ближайших родственников человека разумного, с которыми наши прямые предки пересекались в прошлом. В отличие от неандертальцев, о денисовцах известно крайне мало: обнаружены лишь кость пальца, часть челюсти и несколько зубов, сохранившиеся на Алтае и Тибете. Зато ученым удалось извлечь и секвенировать их ДНК, показав, что фрагменты денисовской наследственности сохраняются у многих современных жителей Юго-Восточной Азии — прежде всего Новой Гвинеи и Австралии.

Однако недавно Максимилиан Ларена (Maximilian Larena) и его коллеги из Уппсальского университета выяснили, что больше всего ДНК денисовцев несут жители Филиппин — представители одного из австралоидных племен аэта Магбукон (Magbukon). В их геноме денисовская часть достигает пяти процентов, что на треть больше, чем у прошлых «рекордсменов», коренных обитателей Новой Гвинеи, и в 10 раз больше, чем у большинства жителей Азии. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Стоит сказать, что эволюционная ветвь денисовцев отделилась от неандертальской еще 200-400 тысяч лет назад, а их общая ветвь от сапиенсов — около 800 тысяч лет назад. Тем не менее все эти виды Homo не только конкурировали, но и скрещивались вплоть до того, как около 40-50 тысяч лет назад на Земле остались только сапиенсы. Фрагменты ДНК неандертальцев несут все современные люди (включая даже «коренных» африканцев), а вот денисовской у европейцев и африканцев нет.

Известно, что больше всего наследственности этих древних людей сохранили австронезийцы. Максимилиан Ларена и его коллеги проанализировали ДНК 118 коренных этнических групп на Филиппинах. Работу проводили по заказу местной Национальной комиссии по культуре и искусствам с целью реконструировать прошлое местных жителей, миграции и взаимодействия их племен.

В процессе ученые обнаружили, что ДНК этих людей содержит особенно много денисовских участков, причем тем ее больше, чем более выражена местная, негритосная наследственность. Впоследствии эти племена смешивались с более поздними волнами миграций из Азии, и следы денисовцев в ДНК размывались. Однако у аэта Магбукон, представители которого до сих пор стараются блюсти «чистоту крови», они сохранились особенно заметно.

Это позволило ученым предположить, что, когда далекие предки племен аэта лишь прибыли на Филиппинские острова, те уже были давно заселены денисовцами. Такая картина укладывается в представления о том, что еще сотни тысяч лет назад одна популяция денисовцев заселила Филиппины и другие острова Юго-Восточной Азии, а другая — Австралию, Новую Гвинею и Тасманию. Люди современного типа появились там лишь около 40-50 тысяч лет назад.

Тем не менее до сих пор не найдено ни одного материального свидетельства присутствия денисовцев где-либо за пределами Алтая и Тибета. Споры о том, кому принадлежат кости, найденные в филиппинской пещере Кальяо — денисовцам либо представителям еще одного вида древних людей, Homo luzonensis, — продолжаются.