01.06.2021
1 486

Климатические «качели» в Африке посчитали одним из факторов эволюции человека

4.4

Ученые выяснили, что развитию нашего вида способствовали, возможно, не общее похолодание и засуха на Черном континенте, а периоды повышения и понижения температуры.

Климатические «качели» в Африке посчитали одним из факторов эволюции человека / ©Getty images

Работа опубликована в журнале PNAS. Считается, что общее похолодание, произошедшее на планете около одного миллиона лет назад и приведшее к осушению климата в Африке, способствовало тому, чтобы наши предки спустились с деревьев и встали на две ноги. Однако международная группа ученых, проведя собственное исследование, сделала другие выводы.

Они объединили 11 климатических архивов со всей Африки за последние 620 тысяч лет, чтобы яснее понять картину того, когда и где на континенте преобладали влажные и засушливые условия. В результате им удалось обнаружить отчетливые климатические «качели» — похожие на те, которые создают циклы Эль-Ниньо и Ла-Нинья (колебания температуры поверхностного слоя воды в Тихом океане, которые кратковременно влияют на климат на планете).

Но главной движущей силой таких изменений порядка миллиона лет назад в Африке были не эти циклы, а, как считают исследователи, так называемая циркуляция Уокера, которая, впрочем, тоже связана с Эль-Ниньо. Циркуляция Уокера — концептуальная модель воздушного потока в тропиках в нижних слоях атмосферы, которая влияет на количество осадков и периоды засухи в тропиках.

Ученые выяснили, что влажные и засушливые регионы в те времена в Африке смещались между востоком и западом в масштабе времени около 100 тысяч лет. Причем каждый из этих климатических сдвигов сопровождался крупными сменами флоры и фауны млекопитающих.

Разумеется, подобные колебания климата не были единственным фактором ранней эволюции наших предков, но ученые предполагают, что между этим все же была довольно тесная связь. Ведь эволюционная история многих других африканских видов началась примерно в этот же период и была, по мнению авторов, связана с колебаниями засушливых и влажных периодов.