20.05.2022
Михаил Орлов
1 867

Палеонтологи описали особый «призрачный» тип сохранения окаменелостей

4.6

Исследуя останки древних одноклеточных водорослей кокколитофорид, ученые из Европы описали специфический механизм сохранения окаменелостей, на который ранее почти не обращали внимание. Это микроскопические слепки на поверхности пыльцы и другой органики, которые прекрасно сохранили все детали поверхности этих клеток, хотя от них самих ничего не осталось.

Кокколитофориды
Кокколитофориды / © India Science Wire / Автор: Иван Беляев

Кокколитофориды — одноклеточные водоросли из обособленной систематической группы гаптофитовых. Несмотря на очень мелкий размер, кокколитофориды хорошо различимы даже из космоса, поскольку образуют огромные скопления и вызывают цветение морей. Их характерной особенностью считают известковые пластинки на поверхности клеток — кокколиты.

Сейчас эти водоросли очень важны для биосферы, поскольку активно выделяют кислород, служат пищей для других организмов и способствуют сохранению углерода в осадочных породах на дне. В то же время палеонтологическая летопись Земли сохранила множество древних видов кокколитофорид.

В далеком прошлом эти водоросли пережили немало глобальных катаклизмов, в том числе эпизодов потепления климата Земли. Количество их окаменевших останков позволяет датировать такие события, поскольку кокколитофориды чувствительны к изменению температуры и закислению океана. Подобные процессы происходят на Земле и сейчас, так что изучение этих микроскопических водорослей чрезвычайно актуально.

В новом выпуске журнала Science опубликована статья, где представлено подробное описание кокколитофорид, живших во времена трех эпизодов глобального потепления: 94, 120 и 183 миллиона лет назад, то есть в меловом и юрском периодах мезозойской эры. Ученые пришли к выводу, что кокколитофориды все же были устойчивее к изменению климата, чем принято считать.

Особый интерес вызывает то, что изученные кокколитофориды сохранились в осадочных породах за счет особого механизма, на который ранее почти не обращали внимание. Эти окаменелости представляют собой «призраки», то есть отпечатки поверхности клетки, оставшиеся на поверхности органических остатков.

«Открытие этих замечательных окаменелостей-«призраков» стало для нас полной неожиданностью, — признается доктор Сэм Слейтер (Sam Slater) из Шведского музея естественной истории. — Поначалу мы обнаружили их на поверхности окаменевшей пыльцы и вскоре поняли, что подобных относящихся к тому времени окаменелостей очень много, хотя «обычных» окаменевших кокколитофорид почти или совсем не было — это стало огромным сюрпризом».

Окаменелость кокколитофорид и место в Йоркшире, где она была обнаружена / © S. Slater et al.

«Сохранение этих «призрачных» нанофоссилий (окаменелостей размером до нескольких десятков микрометров. — Прим. ред.) по-настоящему примечательно, — добавляет профессор Пол Баун (Paul Bown) из Университетского колледжа Лондона (Великобритания). — «Призрачные» окаменелости имеют очень маленький размер — их длина составляет примерно 0,005 миллиметра, что в 15 раз меньше толщины человеческого волоса. Тем не менее все детали исходных пластин идеально различимы, поскольку отпечатались на поверхности древней органики, даже несмотря на то, что сами эти пластины давно растворились».

Палеонтологи уверены, что «призрачные» окаменелости образовались, когда осадки на дне превратились в горную породу. По мере накопления на дне все новых слоев осадков отмершие кокколитофориды оказывались под все большим давлением, из-за чего вдавливались в остатки органики и сохранялись в виде своеобразной «посмертной маски» или барельефа. В качестве сохраняющей «призрачных кокколитофорид» органики могли служить пыльца, споры и другие мягкие останки.

Новое исследование — хорошее напоминание о том, что ученым не следует ограничиваться «поиском под фонарем», то есть использованием привычных источников окаменелостей, и не только их. Годами палеонтологи высматривали кокколитофорид в остатках карбонатов, в том числе мела, но их многочисленные слепки на органике заметили только сейчас.