Эксперты о квантовых компьютерах
1 июня

Ложь из деликатности назвали эгоистичной

4.5

Ученые из Южной Кореи исследовали активность префронтальной коры головного мозга и выяснили, что у так называемой белой лжи есть эгоистические мотивы.

Кадр из к/ф “Что скрывает ложь” / ©Getty images

Работа опубликована в журнале JNeurosci. Белой ложью, или ложью хорошего тона, называют такой вид неправды, который, по мнению говорящего, помогает слушающему почувствовать значительное облегчение, а в случае раскрытия принесет лишь небольшое неудобство. Такой вид лжи произносят, чтобы не обидеть человека: например, сказать, что неудачная стрижка идет человеку.

Во многих культурах подобное поведение не осуждается и даже приветствуется. Это не ложь во благо, которая характеризуется истинным отсутствием корыстных мотивов (например, произнесение приятной неправды у постели умирающего), но и она на первый взгляд не несет в себе эгоистичного элемента. Однако ученые из Корейского университета выяснили, что такой вид лжи может иметь эгоистические корни. По крайней мере, она полезна для обеих сторон, а не только для того, кому лгут.

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи провели эксперимент, в котором отслеживали мозговую активность участников во время произнесения белой лжи, неправды во благо и лжи в угоду корыстных побуждений. Выяснилось, что истинные мотивы говорящих неправду кодировались медиальной префронтальной корой. Повышение эгоистичной мотивации белой лжи было связано с более высоким средним уровнем активности как вентральной, так и ростральной зоны медиальной префронтальной коры.

Вентральная область также активизировалась во время произнесения корыстной лжи. В момент произнесения альтруистической неправды (лжи во благо) ни одна из этих областей не была активирована. Таким образом, ученые пришли к выводу, что белая ложь схожа с корыстной неправдой и несет в себе некий эгоистический посыл. Какой именно — вероятно, еще предстоит узнать.

Российские ученые впервые обобщили многолетние исследования десятка научных групп, посвященных геологии Тянь-Шаня. Это позволило определить основные «блоки», из которых состоит горный комплекс, и создать карты наиболее сейсмически активных областей. Полученные данные помогут не только распознать зоны с наибольшей вероятностью землетрясений, но также проследить историю образования этой горной системы.

Ученые из Ирака и Италии нашли остатки крупного завода по производству вина времен Ассирии, а также монументальные барельефы, изображающие царей и богов.