Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Армения vs Азербайджан: о военно-воздушном потенциале
Не так давно конфликт между Арменией и Азербайджаном разгорелся с новой силой. Так что многие эксперты задаются вопросом: кто же сильней? И сейчас мы рассмотрим потенциалы военно-воздушных сил обеих стран региона.
Новое и старое оружие
В наших прошлых материалах мы провели аналогию между военным потенциалом российских и турецких ВВС, а также оценили боевые возможности Военно-воздушных сил Украины. Теперь пришла очередь поговорить о военном потенциале Армении и Азербайджана.
Войны на руинах СССР периодически вспыхивают тот тут, то там. Однако всех их объединяет одно – наличие огромных арсеналов советского оружия. Танки, бронетранспортеры, БМП, РСЗО, самолеты и вертолеты – все это было создано еще в СССР, и очень много техники осталось в новообразованных республиках. Но мы не будем детально рассматривать то, как делили оружие после распада СССР. Лучше проанализируем текущий боевой состав авиации двух государств.
ВВС Армении:
- Штурмовики: около 15 (Су-25)
- Ударные вертолеты: около 10 (Ми-24)
- Многоцелевые вертолеты: около 20 (Ми-8, Ми-9, Ми-2)
ВВС Азербайджана:
- Многоцелевые истребители: 16 (МиГ-29)
- Истребители-перехватчики: около 20 (МиГ-25)
- Фронтовые бомбардировщики: 2 (Су-24)
- Истребители-бомбардировщики: 5 (Су-17)
- Штурмовики: 34 (Су-25)
- Ударные вертолеты: около 50 (Ми-24, Ми-35)
- Многоцелевые вертолеты: около 40 (Ми-8, Ми-17, Ми-2)
Мы не учитывали военно-транспортную авиацию, учебные самолеты и ряд других ЛА. Однако общая картина уже видна. Если по части штурмовиков стороны еще можно сравнить, то в случае с истребителями это вообще не представляется возможным. У Армении есть лишь один истребитель-перехватчик МиГ-25ПД, который сейчас находится на хранении. Здесь также нужно учесть, что азербайджанская техника новее – многое из того, что есть сейчас, было модернизировано в 2000-е годы. Пожалуй, самый лучший пример – это ударные вертолеты Ми-24G. Они были модернизированы совместными усилиями южноафриканцев из ATE и украинских компаний. Вертолет получил новую телекамеру, теплопеленгатор и лазерный дальномер-целеуказатель. Все это позволяет применять противотанковые управляемые ракеты Ingwe днем и ночью в любых метеоусловиях.
Есть у азербайджанцев и авиатехника новой постройки: например, поставленные Россией в 2014 году вертолеты Ми-35М. По сути, Ми-24G, как и Ми-35М, – глубоко модернизированные советские Ми-24. Однако в сравнении с ранними версиями эти вертолеты получили принципиально новые возможности. Они, например, могут эффективно действовать как днем, так и ночью.
Такие «вертушки» – очень серьезная техника по меркам СНГ. К примеру, Украина, которая воюет на Донбассе и, казалось бы, должна вкладывать деньги в перевооружение армии, ничего подобного не имеет. А вот у России есть такие вертолеты, как Ка-52 и Ми-28Н. Но не стоит забывать, что и финансовые возможности у РФ другие. А еще страна имеет полный цикл сборки боевых вертолетов, в то время как другие государства СНГ могут лишь закупать такую технику за рубежом или модернизировать советские образцы (и то не самостоятельно).
Хватает у азербайджанцев и армян и старой техники. Те же штурмовики Су-25 были грозным оружием в конце 80-х, но сейчас их будет тяжело эффективно использовать в бою. Современных прицельных средств эти самолеты не имеют, а арсенал состоит преимущественно из неуправляемых бомб и ракет. Так что летчик должен сам выискивать цели на земле и атаковать их неуправляемым оружием. С учетом рельефа местности их вряд ли вообще удастся эффективно применять. Для сравнения, война на Донбассе, можно сказать, велась в «чистом поле», но и здесь эффективность Су-25 оказалась низкой, а потери украинских штурмовиков были весьма значительными. С другой стороны, Су-25 можно модернизировать, сделав его аналогом американского A-10. При этом нужно учесть один важный аспект, который дает преимущество Азербайджану: у этой страны много израильских БПЛА, таких как Heron TP и Elbit Hermes 450. Они могут выполнять ударные или разведывательно-ударные функции. У Армении беспилотники тоже есть, но их намного меньше.
Такая большая разница в оснащении Вооруженных сил обусловлена экономикой. У Азербайджана есть нефть, и углеводороды составляют примерно 88,2 % всего экспорта республики. Армении приходится тяжелее. Приведем пример: в 2013 году азербайджанцы потратили на вооружение 3,7 млрд долларов. Чтобы было понятно, расходная часть всего армянского госбюджета в том же году составила 2,6 млрд долларов.
Теория и практика
Означает ли вышесказанное полное превосходство Азербайджана? Не стоит торопиться с выводами, ведь преимущество в воздухе может ничего и не дать (здесь опять невольно вспоминается конфликт на Донбассе). К тому же у армян есть системы ПВО. Страна имеет пять батальонов С-300В (по некоторым данным С-300ПС), а кроме того, имеются многочисленные ЗРК малой дальности, такие как С-125 и «Оса». Но едва ли не большей проблемой для азербайджанцев могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы: у Армении много ПЗРК «Игла» и «Стрела-2».
ВВС Азербайджана не самые профессиональные. А без опыта подавить мощную ПВО будет очень тяжело, даже имея полное господство в небе. В этой связи вспоминается сбитый недавно армянами Ми-24, потерю которого Азербайджан признал с неохотой.
Этот вертолет был сбит из обычного ручного противотанкового гранатомета, что говорит либо о низкой выучке экипажа винтокрылой машины, либо о высоком профессионализме того, кто вел огонь. Возможно и простое везение (или невезение – это смотря какую сторону представлять), но этот вариант менее вероятен. Если вспомнить 90-е, мы увидим, что Азербайджан нес весьма ощутимые потери во время Карабахского конфликта. К 1993 году сообщалось о потере одного МиГ-21, одного МиГ-23, двух Су-25, двух МиГ-25РБ, одного МиГ-25П и трех Л-29. Итого десять боевых машин. Авиация Армении показала себя лучше: в 1993 году боевых потерь зафиксировано не было.
Мнение специалиста
Портал Naked Science взял интервью у участника Карабахской войны, отставного летчика ВВС Армении, подполковника Мартиросяна М. Р. Расскажите немного о себе. Сколько лет Вам тогда [первая военная кампания в НКР] было?
В каком звании Вы были? Какое училище оканчивали и как вообще оказались на войне?
– Мне было 26 лет. Оканчивал Саратовское высшее военное училище летчиков. После развала СССР остался в Армении и участвовал в формировании ВВС страны. В то время было подготовлено достаточное количество летчиков. Я сначала был командиром экипажа – затем командиром звена и заместителем командира в/ч по летной подготовке в звании капитана.
В 26 лет? Впечатляет. Некоторые в 26 лет только начинают жить отдельно от родителей.
(Смеется и отвечает на телефонный звонок)
– Простите, разговаривал с племянником. Он сейчас на границе как раз. Узнавал, как там обстановка и как у него дела.
И как у него дела? Перемирие сохраняется?
– Дела хорошо, по телефону особо ничего не сообщает, нельзя. О том, как там сейчас тяжело, можно только догадываться. По разговору и голосу чувствую высокий боевой дух ребят. Именно благодаря этому мы всегда брали верх над противником.
Какие боевые задачи Вам приходилось решать чаще всего, и с какими основными трудностями Вы при этом сталкивались?
– Чаще всего мы занимались переброской войск, грузов, оружия и боеприпасов, а также перевозили раненых и опергруппы. В основном мы обеспечивали продвижение наших войск и эффективное ведение боевых действий. Единственная трудность заключалась в отсутствии времени для полноценной подготовки личного состава, так как летчиков в то время было мало. Отсутствие опыта мы быстро восполнили непосредственно в бою.
Как Вы оцениваете потенциал противника?
– Любая техника, даже самая современная, в неумелых руках – это кусок железа. Выводы можно сделать только по тому, что последний вертолет ВВС Азербайджана был сбит 18-летним солдатом из обычного гранатомета. Это свидетельствует о довольно низкой боевой подготовке пилотов. Они не участвовали в войне и не знают, что это такое. А разницу в количестве самолетов и вертолетов мы восполняем современными средствами ПВО и опытом.
Карабахская война 90-х вообще оказалась для Азербайджана чрезвычайно сложной. Если Армения и НКР потеряли убитыми около 6 тыс. человек, то Азербайджан лишился по меньшей мере 11 тыс. военнослужащих. Так что наличие у одной из сторон новой техники может никак не сказаться на исходе конфликта. Здесь можно вспомнить недавний вооруженный конфликт в Йемене, где имеющая современное западное оружие Саудовская Аравия несла серьезные потери в боях с шиитскими повстанцами, которые были вооружены намного хуже. Для победы в современной войне нужно не только новое оружие, но и культура его применения. Иными словами, системный подход, которым может похвастаться далеко не каждая страна.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
Новые данные от сейсмостанции Mars InSight показали, что на глубине пяти-восьми километров под поверхностью Красной планеты может скрываться жидкость общим объемом намного больше Северного Ледовитого океана. Наличие там воды считают единственным реалистичным объяснением.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии