Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Совершит ли Украина танковую революцию?
Новый украинский танк «Тирекс» вызвал своего рода фурор. Посмотрим, сможет ли эта машина сделать революцию в танкостроении.
О ситуации в целом
Танкостроение – одна из немногих сфер, которыми Украина могла бы гордиться. Действительно, стран, которые способны с нуля разработать основной боевой танк, единицы. Но с момента развала СССР положение в отрасли с каждым годом становится все хуже, и даже конфликт на Донбассе не побудил руководство страны принять серьезные меры. Заказ Таиланда на новый украинский танк БМ «Оплот» в данной ситуации пришелся очень кстати. Однако начиная с 2009 года харьковский завод им. Малышева (производитель танка) смог построить только десять таких боевых машин. Для предприятия, выпускавшего в советские годы тысячи танков, это, мягко говоря, мало.
Что же до украинской армии, то за все время войны на Донбассе она не получила ни одного танка новой постройки. Танкистам передали небольшую партию старых советских ОБТ, прошедших модернизацию. Вообще, именно с последней были связаны главные надежды Украины. Особый интерес представлял Т-64БМ «Булат» – вариант модернизации Т-64. Это, по сути, экономичная альтернатива «Оплоту», несколько расширившая возможности старой советской техники.
Однако и здесь не срослось: если первоначально до уровня «Булата» хотели модернизировать 400 Т-64, то в итоге ограничились только 85 боевыми машинами, часть из которых была затем потеряна на Донбассе. А еще Нацгвардия получила Т-64Б1М/БМ1М, которые раньше хотели отправлять в Африку. Это еще более простой вариант модернизации, чем «Булат», хотя даже последний получил противоречивые отзывы экспертов.
Рождение «Тирекса»
Как уже стало понятно, новый «Тирекс» родился в условиях тотального развала ВПК и хронического недофинансирования. Строго говоря, к его появлению государство не имеет прямого отношения. «Тирекс» был создан инженерной группой полка «Азов». Этот полк появился как добровольческое объединение, а потом стал частью МВД Украины. При всем этом считать танк поделкой энтузиастов тоже было бы не совсем правильно. Над проектом трудились опытные инженеры, ранее работавшие на знаменитом заводе им. Малышева.
Сейчас уже появились первые сведения о новом танке, на основании которых можно сделать некоторые выводы.
Характеристики танка «Тирекс»:
Базовая модель: Т-64
Боевая масса: 39 тонн
Экипаж: 3 человека
Башня: необитаемая с дистанционным управлением
Вооружение: 125-мм пушка (вероятно), пулеметы
Динамическая защита: блоки «Нож» и «Дуплет»
Сразу после демонстрации выявилось сходство «Тирекса» с российским Т-14 на базе «Арматы». Как и новый танк РФ, «Тирекс» имеет необитаемую дистанционно управляемую башню, а все три члена экипажа находятся в специальной бронекапсуле в передней части ОБТ. Вообще, до последнего времени только россияне реализовали эту схему на практике. Предполагается, что она позволит резко увеличить выживаемость экипажа, ведь поражение башни танка теперь не означает гибель находящихся там людей. Некоторые даже поспешили отнести Т-14 и «Тирекс» к «новому поколению» танков, хотя деление ОБТ на поколения (в отличие, скажем, от реактивных истребителей) весьма условно.
Схему с необитаемой башней придумали не украинцы и не русские. Еще в 80-е годы подобные разработки велись в европейских странах и США. Правда тогда эксперты не нашли у подобного решения особых преимуществ и о разработке попросту забыли.
Вообще, проводить аналогию между Т-14 и «Тирексом» не совсем правильно. Российский танк создан на базе абсолютно новой платформы «Армата», в то время как украинский построен на основе старого советского Т-64. Последний начали производить еще в конце 60-х и вечно использовать его базу, увы, не получится. Так что модернизационный потенциал Т-14 изначально намного выше, чем у украинской машины.
И все же проект «Тирекс» – знаковый для Украины. Впервые в истории страны удалось создать действительно инновационный танк, который, хоть и использует базу Т-64, все же не является одной из его бесчисленных модификаций. Так что «Тирекс» с некоторыми оговорками все же можно назвать «новым» ОБТ.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос: что это может дать Украине на практике? Утверждается, что по боевой эффективности танк сравним с «Оплотом», а в плане соотношения цена-эффективность будет куда более выгодным, чем «Булат». Иными словами, он будет сравним по боевой мощи с последними модификациями российского Т-90, но при этом проигрывать Т-14 и лучшим западным танкам. Разработчики заявляют, что они смогут делать по 20 таких машин в месяц, используя Т-64 (благо, в наследство от СССР Украине досталось много таких ОБТ). Однако эти планы видятся чересчур оптимистичными. Все-таки для массового выпуска новых танков нужны не только «доноры», но и соответствующее финансирование. А с этим у украинского Минобороны большие проблемы.
Однако трудности не пугают создателей танка. «Как только мы получим “донора” для первого экземпляра, через 6 месяцев мы сможем выкатить наш танк на испытания», – заявил руководитель инженерной группы «Азов» Богдан Зварич. Рвение инженеров заслуживает уважения, особенно с учетом того, что параллельно с созданием «Тирекса» ведется разработка новой боевой машины пехоты «Азовочка». А недавно был представлен БМПТ «Азовец».
Революции не будет
Танк «Тирекс» – интересный проект, который может запомниться как отчаянный пример обеспечения армии всем необходимым в трудное время. А вот революции в танкостроении он не сделает, и дело даже не в самом ОБТ. Просто для этого нужна не только сама машина, но и глубокий системный подход. В современной войне танк – это не просто отдельная боевая единица, а часть информационно-командной системы, в рамках которой все машины интегрированы в единую сеть. На практике это неплохо реализовали американцы, над чем-то подобным работают и российские разработчики. А вот Украине, очевидно, будет тяжело реализовать данный подход.
Однако в самом «Азове» руки не опускают: специалисты пытаются реализовать автоматизированную систему управления тактического звена. Она строится по архитектуре открытых систем с использованием защищенных каналов связи, устойчивых к РЭБ противника. Система, конечно, не самая «продвинутая», но она может дать «Тирексу» некоторое преимущество над «Булатом» и «Оплотом», не имеющими таких способностей вообще.
Еще одна проблема – вооружение. Повысить эффективность танка Т-64 будет тяжело, если он не получит новое орудие и будет использовать старые снаряды. Разработка нового вооружения с нуля возможна, но это потребует от Украины огромных усилий. Сотрудничество с иностранными компаниями возможно, но оно тормозится из-за коррупции, бюрократии и банальной нехватки средств.
Если говорить о концепции в целом, то она видится, скорее, странной, чем хорошей или плохой. Удивляет сам тезис разработчиков о «танке переходного периода». Ведь фактически и «Булат», и «Оплот» тоже являются «переходным звеном». Поэтому непонятно, зачем создавать еще один похожий по своим возможностям танк. Не лучше ли сконцентрироваться на уже созданных машинах или же вкладывать деньги в принципиально новый проект? Им бы, кстати, мог стать украинский Futurized main battle tank, концепция которого была представлена относительно недавно. Это своего рода украинский Т-14, созданный с чистого листа. Однако с момента презентации никаких сведений о новой разработке не поступало. И вряд ли их вообще стоит ждать.
Важно, что «Тирекс» существует лишь на бумаге, и когда будет представлена серийная модель, сказать тяжело. Также не совсем ясно, будет ли Минобороны, которое вроде бы выразило готовность сотрудничать, закупать эти танки, даже если они и окажутся дешевле новых БМ «Оплот». Эксперты вообще в один голос заявляют, что танки сейчас не самое главное для армии Украины. Куда важнее тяжелые БМП и новые/модернизированные бронетранспортеры, которых хронически не хватает. Наконец, ситуацию в украинском ВПК и в стране в целом сложно предсказать. Сейчас никто не может с уверенностью сказать, что ждет Украину через полгода или год. И уж тем более, найдется ли новому танку место в завтрашнем дне.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Понятно, Андрей. Просто опечатки иногда проскальзывают. От этого никуда не денешься. Увы.
Что, простите? )
Понятно, Андрей. Просто опечатки иногда проскальзывают. От этого никуда не денешься. Увы.
Что, простите? )
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии