11.11.2016
Редакция Naked Science

В Китае обнаружили останки «грязного дракона по дороге в небеса»

Палеонтологи описали новый вид динозавра по останкам, прекрасно сохранившимся в грязи некогда топкого болота. Находка сохранила даже позу отчаянно сражавшегося за жизнь ящера.

Прежде неизвестный вид динозавра описывается в статье, опубликованной журналом Scientific Reports, и получил название на китайско-латинский лад: Tongtianlong limosus – «грязный дракон по дороге в небеса». Поэтичное имя точно отражает находку: камень, в который превратилась трясина, сохранил положение раскинутых передних конечностей и шеи животного, вытянутой ради последнего глотка воздуха.

Известный американский палеонтолог Стивен Брюсатт (Stephen Brusatte), работающий со своей командой в Эдинбургском университете, изучил окаменелость, найденную на юге Китая, на территории провинции Цзянси. По их оценкам, злосчастный динозавр погиб между 66 и 72 млн лет назад, утонув в болоте, и лишенная кислорода, кислая среда топи позволила останкам сохраниться исключительно хорошо. Двуногого ящера ученые отнесли к подотряду овирапторозавров, близких предкам птиц: они были покрыты перьями, лишены зубов и пользовались острыми клювами.

Как и у некоторых других динозавров этой группы, у «грязного дракона» имелся костный вырост на голове – возможно, как и некоторым современным птицам (например, казуарам), он помогал привлекать самок. И в целом реконструкция, проделанная Брюсаттом и его соавторами, показывает ящера, удивительно похожего на большую – с овцу – птицу.

©Junchang Lu et al., 2016

Как это нередко случается, останки были обнаружены при проведении строительных работ и расчистке пространства под будущую школу. Соавторами Брюсатта выступил Цзюньчан Лю (Junchang Lu) из китайского Института геологии со своей командой. По словам ученых, находка дает возможность не только описать прежде неизвестный вид, но и лучше понять климат и экологию этого региона мира прямо накануне удара метеорита, вызвавшего мел-палеогеновое вымирание и гибель динозавров.

В частности, «грязный дракон» дает Брюсатту очередной довод в его позиции по одному из самых дискуссионных вопросов палеонтологии. Дело в том, что многие специалисты считают метеорит, столкнувшийся с Землей около 65 млн лет назад, лишь «последней каплей», перечеркнувшей историю динозавров, которые к тому времени уже начинали сходить с эволюционной сцены. Однако Tongtianlong limosus стал уже шестым известным видом овирапторозавров, жившим в ту эпоху на территории современного Южного Китая. По мнению Брюсатта, это указывает, что динозавры накануне своей гибели не только не сходили, но практически процветали.