Прожорливость азиатского усача объяснили уникальным геномом — Naked Science

Прожорливость азиатского усача объяснили уникальным геномом

Американские ученые обнаружили, что жук азиатский усач обладает генами, которые позволяют ему эффективнее других насекомых усваивать древесину. Результаты работы представлены в журнале Genome Biology.

Азиатский усач (Anoplophora glabripennis) — жук, питающийся древесиной (чаще лиственными породами). Убытки от его деятельности с 1990-х годов только в США оцениваются в 889 миллиардов долларов. Для ученых азиатский усач служит моделью всех короедов: в древесине мало питательных веществ, поэтому для выживания таким организмам необходима уникальная пищеварительная система, которая позволяет извлекать энергию при питании.

В новой работе исследователи из Университета Мемфиса проанализировали геном насекомого. Для этого они измерили величину генома у пяти самок и пяти самцов A. glabripennis, после чего секвенировали ДНК и РНК личинки жука. Полученные данные сопоставлялись с 87 видами членистоногих, 15 из которых также питались растениями (например, термиты и гессенская муха) или были многоядны, а также с геномом нематоды, дрозофилы и человека.

Связь азиатского усача с 14 другими видами. / © Duane D. McKenna et al., Genome Biology, 2016

Результаты показали, что величина генома азиатского усача значительно больше, чем предполагалось ранее (размер файла составил 970,64 ± 14,47 мегабайт), но является средней для жесткокрылых. С другими рассмотренными видами A. glabripennis объединяет 7376 генов, вместе с тем 1003 гена азиатского усача не встречаются в других организмах. Так, ученые обнаружили 86 генов, кодирующих ферменты гликозил-гидролазы, в частности CYP6. Это позволяет им лучше справляться с метаболизмом пестицидов и усвоением растительной пищи.

По словам авторов, эти и другие генетические особенности помогают объяснить широкое распространение азиатского усача. Следующим шагом станет разработка мер по борьбе с вредителем. Не исключается, что это будут новые пестициды, к которым A. glabripennis не проявят устойчивости.

Опасное сближение космических аппаратов произошло, по данным «Роскосмоса», в 04:49 (по московскому времени) 27 ноября. Минимальное расстояние между двумя спутниками дистанционного зондирования Земли — российским «Канопус-В» и индийским Cartosat-2F — составило всего 224 метра.