Прожорливость азиатского усача объяснили уникальным геномом

Прожорливость азиатского усача объяснили уникальным геномом

Американские ученые обнаружили, что жук азиатский усач обладает генами, которые позволяют ему эффективнее других насекомых усваивать древесину. Результаты работы представлены в журнале Genome Biology.

Азиатский усач (Anoplophora glabripennis) — жук, питающийся древесиной (чаще лиственными породами). Убытки от его деятельности с 1990-х годов только в США оцениваются в 889 миллиардов долларов. Для ученых азиатский усач служит моделью всех короедов: в древесине мало питательных веществ, поэтому для выживания таким организмам необходима уникальная пищеварительная система, которая позволяет извлекать энергию при питании.

В новой работе исследователи из Университета Мемфиса проанализировали геном насекомого. Для этого они измерили величину генома у пяти самок и пяти самцов A. glabripennis, после чего секвенировали ДНК и РНК личинки жука. Полученные данные сопоставлялись с 87 видами членистоногих, 15 из которых также питались растениями (например, термиты и гессенская муха) или были многоядны, а также с геномом нематоды, дрозофилы и человека.

Связь азиатского усача с 14 другими видами. / © Duane D. McKenna et al., Genome Biology, 2016

Результаты показали, что величина генома азиатского усача значительно больше, чем предполагалось ранее (размер файла составил 970,64 ± 14,47 мегабайт), но является средней для жесткокрылых. С другими рассмотренными видами A. glabripennis объединяет 7376 генов, вместе с тем 1003 гена азиатского усача не встречаются в других организмах. Так, ученые обнаружили 86 генов, кодирующих ферменты гликозил-гидролазы, в частности CYP6. Это позволяет им лучше справляться с метаболизмом пестицидов и усвоением растительной пищи.

По словам авторов, эти и другие генетические особенности помогают объяснить широкое распространение азиатского усача. Следующим шагом станет разработка мер по борьбе с вредителем. Не исключается, что это будут новые пестициды, к которым A. glabripennis не проявят устойчивости.