Испытаны бактерии, убивающие возбудителей пневмонии прямо в легких — Naked Science
11.11.2016

Испытаны бактерии, убивающие возбудителей пневмонии прямо в легких

Ученые впервые вылечили лабораторных крыс от тяжелой пневмонии, заразив их бактериями, которые развернули охоту на возбудителей болезни.

Распространение устойчивых к антибиотикам инфекций становится все более и более актуальной проблемой, вызывая повышенный интерес к созданию других средств борьбы с микробами, включая терапию фагами и использование нетрадиционных антибактериальных агентов. Одним из таких инновационных путей является использование бактерий, поражающих другие бактерии-возбудители болезней, такие как открытые еще несколько десятков лет назад свободно движущиеся вибрионы Bdellovibrio bacteriovorus и Micavibrio aeruginosavorus.

В окружающей среде «бделловибрионы и подобные организмы» (Bdellovibrio-And-Like-OrganismS, или BALOS) распространены повсеместно, населяют и наш желудочно-кишечный тракт. Хищные микробы легко проникают через тонкие стенки грамотрицательных бактерий, пожирая их изнутри и размножаясь, – из каждой пораженной клетки «выводятся» от двух до семи новых хищных вибрионов. Генетически модифицированные штаммы, поражающие лишь определенные жертвы, пока не выведены, и ученые апробируют формы, найденные в природе, – например предпочитающие Klebsiella pneumoniae, возбудителей пневмонии.

Потенциал этого подхода недавно продемонстрировала работа Дэниела Кадури (Daniel Kadouri) и его коллег из Университета Ратгерс. О ней они рассказали в статье, опубликованной открытым журналом Американского общества микробиологии mBio. Прежде ученые исследовали BALOS для лечения зараженных рыбок и куриц, но прежде чем перейти к испытаниям нового метода на людях, апробировали его и на млекопитающих. Эксперименты, поставленные Кадури и его соавторами на крысах, оказались первыми в этой серии – и успешными.

Ранее другой команде исследователей из США удалось показать, что для культуры клеток человека BALOS не представляют никакой опасности, не заражая их. Однако начало клинических испытаний метода на добровольцах заметно задерживается. Несмотря на всю востребованность не антибиотиковых подходов к лечению инфекций, само предложение вводить больным бактерии, чтобы избавить от других, звучит слишком новаторски и неожиданно. Ученые признаются, что психологические «ступоры» остаются одним из самых серьезных препятствий перед испытанием и внедрением нового подхода.