23.10.2017
Редакция Naked Science
1 981

Страх перед пауками и змеями назвали врожденным

Исследование с участием полугодовалых младенцев показало, что боязнь змей и пауков может иметь эволюционную основу.

b6715c5453902a0c151e4e8b592c849b_0

Исследователи из Германии и Швеции изучили, можно ли считать боязнь змей и пауков врожденной особенностью человека. В исследовании участвовали дети в возрасте около шести месяцев. Ученые пришли к выводу, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение. При комбинации этого врожденного страха с другими факторами у человека может развиться фобия пауков или змей.

По разным оценкам, арахнофобией (боязнью пауков) страдают от 3,5 до 6% населения Земли.

Исследование состояло из двух экспериментов. В первом опыте 16 детям в присутствии родителей показывали слайд-шоу, в котором чередовались пугающие и нейтральные изображения: например, пауки и цветы или змеи и рыбы. Во втором эксперименте приняли участие 32 младенца, их разделили на две равные группы. Первая смотрела только на изображения змей, вторая — на нарисованных рыб. Во время опыта инфракрасный трекер фиксировал изменения интенсивности расширения зрачков при виде разных изображений. Расширение и сужение зрачков связывают с работой норадренергической системы организма. Это совокупность нейронов, медиатором которой служит норадреналин. Он, как и адреналин, участвует в реакции «бей или беги», возникающей в ответ на пугающий стимул.

В ответ на изображения пауков и змей зрачки детей расширялись значительно сильнее, чем в ответ на нейтральные рисунки. При этом рисунки были одинакового размера и похожи по колориту. Комментирует одна из авторов работы Стефани Холь (Stefanie Hoehl): «При неизменных условиях освещения это изменение размера зрачков — важный сигнал активации норадренергической системы, которая отвечает за реакцию на стресс. Соответственно, даже младенцы испытывают стресс при виде этих животных». При виде паука зрачки младенцев расширялись в среднем на 0,14 мм, при виде цветов — на 0,03 мм. В случае змей и рыб разница оказалась меньше. Ученые связывают это с тем, что в обоих случаях на рисунках присутствовали животные.

Динамика расширения зрачков / © MPI CBS

«Мы заключаем, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение. Как и у приматов, механизмы нашего мозга позволяют нам идентифицировать объект как паука или змею и отреагировать на него очень быстро», — поясняет Холь. Исследователи считают, что этот эволюционно заложенный страх может перерасти в фобию под воздействием других факторов. Например, усилить риск может страх родителей перед пауками или повышенная активность миндалевидного тела (амигдалы).

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Авторы более раннего исследования также предполагали, что арахнофобия выработалась у людей в ходе эволюции.