18.09.2014
Редакция Naked Science

Летать в космос можно не только с идеальным здоровьем

Боитесь, что медицинские комиссии не позволят вам отправиться в космос? Не стоит. Ученые из США доказали, что даже с хроническими заболеваниями можно стать «годным» и осуществлять полеты в космос.

Launch_of_the_Space_Shuttle_Atlantis

Это первое подобное исследование достаточно крупных масштабов.

Исторически полеты в космос доверяют только тем, кто демонстрирует наилучшее физическое и психологическое здоровье. Абсолютное большинство остальных отсеивают безжалостные, но в целом справедливые медицинские комиссии, у которых стоит задача отобрать лишь самых подготовленных.

Конечно, у этой традиции есть определенные и очевидные причины – космические полеты до сих пор являются рискованным и крайне дорогим мероприятием, где любая ошибка может привести к фатальным последствиям.

Однако с наступлением эры частной космонавтики, эта строгая традиция может постепенно уйти в прошлое, по крайней мере в области коммерческих полетов. Дело в том, что частные космические компании предлагают более комфортные условия полета, которые уже не так сильно испытывают организм пассажиров на прочность, чем, скажем, запуски «Союзов» или почивших «Шаттлов».

Группа ученых из Техасского университета, занимающаяся медицинскими исследованиями в аэрокосмической области, проверила, могут ли люди с типичными медицинскими проблемами – высоким давлением, заболеваниями сердца, диабетом, болезнями легких, астмой и эмфиземой, травмами спины и шеи, с перенесенными операциями или другими нарушениями – выдержать стрессы коммерческих космических полетов.

Эти стрессы включают, например, нагрузку на организм (выражающуюся в g) при запуске, ускорении и входе в атмосферу космического аппарата, а также влияние микрогравитации.

Чтобы это проверить, ученые испытывали добровольцев на центрифуге, которая имитировала нагрузку на организм при запуске и входе в атмосферу космического корабля – так же, как тренируют космонавтов перед полетом.

Выяснилось, что практически все испытуемые (81 из 86) с названными болезнями и проблемами выдержали эксперимент и показали хорошие результаты, что говорит о том, что к полетам в космос на самом деле готово куда больше людей, чем считалось ранее.

Лишь пятеро испытуемых добровольно покинули эксперимент на второй день по различным причинам.

Это исследование поддерживает предположение о том, что, даже несмотря на серьезные хронические заболевания, воплощение мечты о космических полетах доступно большинству людей.

– Ребекка Блу (Rebecca Blue), Техасский университет

Исследование ученых было опубликовано в журнале Aviation, Space and Environmental Medicine.