Яблони на Венере — Naked ScienceNaked Science
25.06.2015, 11:41
Naked Science

Яблони на Венере

На Венере могла быть жизнь и даже, возможно, существует сегодня, хотя это и маловероятно.

img
Изображение поверхности Венеры на основе радиолокационных данных / ©Flickr

Более поздние исследования, между тем, допустили существование океана на Венере, причем, он мог существовать более 2 млрд лет, то есть больше половины всей истории планеты. Это заставило ученых осторожно предположить: на Венере была жизнь.

А может быть, есть и сейчас. Дело в том, что на Земле тоже существуют организмы, способные выжить в подобных условиях, – экстремофилы. Одни из них обожают кипяток, другие способны обходиться без кислорода, третьим только и подавай кислую среду (подробнее о них вы можете узнать в материале «Животные-экстремалы»). Поэтому ученые не исключают наличия жизни, например, в венерианских облаках (известно, что в земных облаках тоже живут бактерии), а также под поверхностью планеты, где, как полагают исследователи, условия жизни могут быть намного благоприятнее, чем на поверхности.

Топографическая карта Венеры / ©Flickr

Интересны результаты космических миссий зондов на планету. Так, миссии «Венера», «Пионер-Венус» и «Магеллан» обнаружили в атмосфере планеты сероводород и диоксид серы, а в верхних ее слоях – карбонильный сульфид. Первые два элемента – газы, которые реагируют друг с другом, а значит, у них должен быть какой-то источник пополнения. Помимо этого карбонильный сульфид примечателен тем, что его производство трудно «поставить на поток» одним лишь неорганическим путем. На Земле он образуется при помощи микроорганизмов. Упускается из виду и тот факт, что одна из первых миссий «Венера» обнаружила под облачным покровом планеты большое количество хлора, а последующие миссии подтвердили это.
Высказывалось предположение, что микроорганизмы венерианской атмосферы могут поглощать ультрафиолетовый свет Солнца и использовать его в качестве источника энергии. Это могло бы объяснить загадочные темные пятна, которые можно заметить на ультрафиолетовых изображениях Венеры. Большое несферическое облако частиц было также обнаружено в слоях облаков. Состав его пока неизвестен.

Терраформированная Венера (по версии Дейна Балларда) / ©Flickr

Гораздо более фантастической выглядит гипотеза главного научного сотрудника Института космических исследований РАН Леонида Ксанфомалити, который, детально проанализировав снимки поверхности Венеры в 2012 году, увидел на ней «живых существ», куда более крупных, чем бактерии: «диск», «черный лоскут» и «скорпиона». Действительно, при изучении соответствующих снимков можно заметить наличие подобных объектов, а после – их таинственное исчезновение. Гипотеза Ксанфомалити породила споры в научном мире: утверждалось, что «диск» – это отвалившаяся после посадки зонда крышка объектива, а что касается других объектов, то это могут быть всего лишь шумы, усиленные при копировании и увеличении снимка. С другой стороны, гипотеза Ксанфомалити получила поддержку создателей телеметрической системы аппаратов «Венера», а также молекулярного биолога А.С. Спирина. Подробнее о фотографиях Венеры и том, что увидел на них Леонид Ксанфомалити читайте в №5 журнала Naked Science за июнь 2013 года.

Изображение “скорпиона”, которого увидел Леонид Ксанфомалити на поверхности Венеры / ©Flickr

Еще более логичным было бы думать, конечно, о том, что жизнь на Венере хотя бы была. И понятно почему. Именно Венера на ранних этапах существования Солнечной системы могла быть наиболее пригодной для жизни, поскольку там было попросту теплее, чем на Земле и, тем более, на Марсе.