Яблони на Венере

Яблони на Венере

На Венере могла быть жизнь и даже, возможно, существует сегодня, хотя это и маловероятно.

img

В свое время ученые даже полагали, что жизнь на планете может существовать и сегодня. Кто же знал, что температура поверхности Венеры многократно усилена парниковым эффектом и доходит до 500 градусов Цельсия, атмосферное давление в 90 раз выше земного (что примерно соответствует давлению на глубине 1 км под водой), а атмосфера состоит из серной кислоты. Кажется, будто древние чувствовали нечто такое, иначе бы зачем они назвали планету в честь богини любви – прекрасной снаружи и коварной внутри. А ведь далеко от поверхности планеты, в атмосфере условия действительно становятся относительно приемлемыми для существования жизни, не говоря уже о так называемой альтернативной биохимии – возможности существования форм жизни, которым свойственны биохимические процессы, полностью отличающиеся от земных (скажем, когда углерод в органических соединениях заменен на другие атомы, а вода в качестве растворителя – на другие жидкости, например, на метан). Подробнее об этом читайте в нашем материале «Неуглеродные формы жизни».

По мнению ученых, когда-то Венера была планетой, весьма похожей на нашу, оттого ее иногда даже называют близнецом Земли. Сегодня воды на Венере практически нет, однако в 2009 году при помощи зонда Venus Express были получены доказательства того, что вода на планете была, но благодаря сильному солнечному излучению испарилась, улетев в космос. Это, впрочем, не означает, что на Венере мог существовать океан: моделирование показывает, что вода, в основном, содержалась в атмосфере, да и много ее было лишь на раннем этапе существования планеты.

Изображение поверхности Венеры на основе радиолокационных данных / ©Flickr

Более поздние исследования, между тем, допустили существование океана на Венере, причем, он мог существовать более 2 млрд лет, то есть больше половины всей истории планеты. Это заставило ученых осторожно предположить: на Венере была жизнь.

А может быть, есть и сейчас. Дело в том, что на Земле тоже существуют организмы, способные выжить в подобных условиях, – экстремофилы. Одни из них обожают кипяток, другие способны обходиться без кислорода, третьим только и подавай кислую среду (подробнее о них вы можете узнать в материале «Животные-экстремалы»). Поэтому ученые не исключают наличия жизни, например, в венерианских облаках (известно, что в земных облаках тоже живут бактерии), а также под поверхностью планеты, где, как полагают исследователи, условия жизни могут быть намного благоприятнее, чем на поверхности.

Топографическая карта Венеры / ©Flickr

Интересны результаты космических миссий зондов на планету. Так, миссии «Венера», «Пионер-Венус» и «Магеллан» обнаружили в атмосфере планеты сероводород и диоксид серы, а в верхних ее слоях – карбонильный сульфид. Первые два элемента – газы, которые реагируют друг с другом, а значит, у них должен быть какой-то источник пополнения. Помимо этого карбонильный сульфид примечателен тем, что его производство трудно «поставить на поток» одним лишь неорганическим путем. На Земле он образуется при помощи микроорганизмов. Упускается из виду и тот факт, что одна из первых миссий «Венера» обнаружила под облачным покровом планеты большое количество хлора, а последующие миссии подтвердили это.
Высказывалось предположение, что микроорганизмы венерианской атмосферы могут поглощать ультрафиолетовый свет Солнца и использовать его в качестве источника энергии. Это могло бы объяснить загадочные темные пятна, которые можно заметить на ультрафиолетовых изображениях Венеры. Большое несферическое облако частиц было также обнаружено в слоях облаков. Состав его пока неизвестен.

Терраформированная Венера (по версии Дейна Балларда) / ©Flickr

Гораздо более фантастической выглядит гипотеза главного научного сотрудника Института космических исследований РАН Леонида Ксанфомалити, который, детально проанализировав снимки поверхности Венеры в 2012 году, увидел на ней «живых существ», куда более крупных, чем бактерии: «диск», «черный лоскут» и «скорпиона». Действительно, при изучении соответствующих снимков можно заметить наличие подобных объектов, а после – их таинственное исчезновение. Гипотеза Ксанфомалити породила споры в научном мире: утверждалось, что «диск» – это отвалившаяся после посадки зонда крышка объектива, а что касается других объектов, то это могут быть всего лишь шумы, усиленные при копировании и увеличении снимка. С другой стороны, гипотеза Ксанфомалити получила поддержку создателей телеметрической системы аппаратов «Венера», а также молекулярного биолога А.С. Спирина. Подробнее о фотографиях Венеры и том, что увидел на них Леонид Ксанфомалити читайте в №5 журнала Naked Science за июнь 2013 года.

Изображение «скорпиона», которого увидел Леонид Ксанфомалити на поверхности Венеры / ©Flickr

Еще более логичным было бы думать, конечно, о том, что жизнь на Венере хотя бы была. И понятно почему. Именно Венера на ранних этапах существования Солнечной системы могла быть наиболее пригодной для жизни, поскольку там было попросту теплее, чем на Земле и, тем более, на Марсе.

Ранее премьер-министр Никол Пашинян завил, что в стране может повториться итальянский сценарий.

Исследователи «переоткрыли» редкий космический объект и вычислили расстояние от него до Земли.