Кипящие котлы жизни — Naked Science

Кипящие котлы жизни

Жизнь могла упасть на Землю из космоса и развиваться в адских котлах горячих кратеров.   Весьма волнующее выступление ожидается сегодня на 125-й ежегодной встрече Геологического общества Америки. Профессор Техасского технологического университета, палеонтолог Шанкар Чаттержи (Sankar Chatterjee) заинтриговал всех своими новыми идеями об одной из ключевых проблем науки — вопросу о происхождении жизни. «Это больше, чем...

kosmos16

Весьма волнующее выступление ожидается сегодня на 125-й ежегодной встрече Геологического общества Америки. Профессор Техасского технологического университета, палеонтолог Шанкар Чаттержи (Sankar Chatterjee) заинтриговал всех своими новыми идеями об одной из ключевых проблем науки — вопросу о происхождении жизни. «Это больше, чем найти какого-нибудь динозавра», – заявляет палеонтолог. Впрочем, давайте разберемся во всем по порядку.

Около 4 млрд лет назад, когда еще шло формирование земной коры, планета подвергалась мощной бомбардировке из космоса. Отчего именно в ту эпоху поток астероидов и комет накрыл Землю, Луну и соседние планеты, толком непонятно, однако этим периодом датируется множество больших кратеров, причем диаметр некоторых из них превышает 1000 км.

Предполагается, что как раз «на борту» этих небесных тел на Землю попала львиная доля воды, а также простейшие органические соединения, строительные блоки будущих биомолекул. Идея профессора Чаттержи состоит в том, что появившиеся при этом ударные кратеры стали и теми «плавильными котлами», в которых протекали первые реакции химической эволюции.

«4,5 млрд лет назад Земля была стерильной планетой, не подходившей для живых организмов, — говорит ученый. — Она вся бурлила извергавшимися вулканами, падавшими с неба метеоритами и раскаленными, токсичными газами. Но уже миллиард лет спустя она превратилась в спокойную, полную воды планету, населенную микроорганизмами».

По его мнению, множество мощных метеоритных ударов могли буквально пробивать формирующуюся кору молодой Земли, создавая выходы вулканического тепла. Занесенные в такие кратеры простые органические соединения в присутствии воды могли накапливаться, подогреваться и реагировать друг с другом, формируя первые сложные вещества. В котлах забурлил «первичный бульон» будущей жизни.

Профессор Чаттержи исследовал древнейшие, содержащие окаменелости, отложения в Гренландии, Южной Африке и Австралии, и считает, что они вполне могли образоваться в таких древних горячих котлах-кратерах.

На следующем этапе ключевую роль могли сыграть поры и микротрещины в склонах кратеров. Здесь накапливались более тяжелые и крупные молекулы — простые РНК и протеины. «Клеточными мембранами» для них служили каменные стенки пор, покрытые жирными липидами. Кстати, липиды, по мнению Чаттержи, тоже могли быть занесены к нам из космоса. «В конце концов на смену РНК пришли более стабильные молекулы ДНК, — продолжает он. — Так появился генетический код, и стало возможным деление первых клеток».