Умные неандертальцы — Naked Science
06.08.2014

Умные неандертальцы

В верхнем палеолите у неандертальцев существовали погребальные обряды. Кроме того, размер мозга неандертальцев в общей сложности не уступал мозгу сапиенсов. Все это, как пишет Александр Марков, свидетельствует в пользу того, что неандертальцы едва ли были глупее нас.

0506-Neanderthal-woman-genes

В последние несколько лет по этому поводу в науке ведутся споры. Но все они, скорее всего, касаются деталей, а не самого факта относительно умственных способностей неандертальцев и возможности образования альтернативной цивилизации. Интересные предположения по поводу интеллектуальной одаренности Homo neanderthalensis приводит в своей книге «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» археолог Леонид Вишняцкий. Известный биолог и популяризатор науки Александр Марков в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, кости и гены» выделяет самые важные из них, а также приводит другие доводы.

Шательперон

Первый довод – Шательперонская культура, датировка которой оценивается в 35-30 тыс. лет назад, а вместе с нею и ряд других археологических комплексов, названных «неандертальский верхний палеолит». В одном из таких комплексов обнаружено ожерелье из медвежьих зубов. Однако сами ли неандертальцы додумались до столь «высокого» искусства или же переняли его у сапиенсов – вопрос спорный. Некоторые исследователи предполагают, что в результате смешения археологических слоев более древние останки неандертальцев и шательперонские изделия попросту перемешались. На самом же деле изделия были изготовлены нашими предками – Homo sapiens, а вовсе не неандертальцами.

При радиоуглеродном датировании шательперонских предметов и костей неандертальцев выяснилось, что временной отрезок между ними достаточно большой. И все-таки, по словам Александра Маркова, версия о том, что шательперон не является неандертальской культурой, довольно слаба, так как она имеет неповторимые особенности. Некоторые из авторов отмечают, что эти изделия выглядят как некие «репродукции» изделий сапиенсов Ориньякской эпохи (первой и древнейшей эпохи европейского верхнего палеолита; 41-28 тыс. лет назад). «Впечатление такое, словно неандертальцы никогда не видели, как работают сапиенсы, и были знакомы только с их орудиями», – пишет Марков. И это похоже на правду, поскольку в то время плотность населения в Европе была завидно низкой – на одного человека приходилось не менее 100 квадратных километров. Группе из 20-30 человек, состоящей в свою очередь из нескольких семей с детьми, жизненно необходимо было занимать огромные участки, чтобы прокормиться собирательством и охотой. Поэтому маловероятно, чтобы у неандертальцев была возможность наблюдать за процессом изготовления сапиенсами тех или иных предметов. Скорее всего, неандертальцы лишь находили изделия наших предков и пытались сделать нечто подобное.

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по найденным костям / ©HeritageDaily

Погребальные обряды

Факт их существования у неандертальцев, несмотря на продолжающиеся споры, сегодня уже практически общепризнан. Мертвых сородичей неандертальцы хоронили на небольшой глубине и, как правило, укладывали в позу эмбриона. В одной из могил в пещере под названием Шанидар в Ираке археологи нашли много пыльцы, причем тех цветов, которые не произрастали в данной местности, – это были по преимуществу лекарственные растения. Возможно, неандертальцы также намеренно клали в могилы своим усопшим рога, каменные орудия и кости животных. Все это говорит о зачатках культуры неандертальцев. Впрочем, наши непосредственные предки тоже хоронили своих покойников. Многие слышали об известном захоронении Сунгирь (Владимирская область), которое младше неандертальских могил всего на два-три тысячелетия. Три могилы Сунгирь – это настоящий культурный памятник, а не просто обложенные рогами захоронения. Так что культурный уровень Homo sapiens в те времена был несравнимо выше, чем у неандертальцев. Но это не означает, что «другое человечество» не могло создать свою собственную цивилизацию и достичь тех же высот, что и мы.

Забота о стариках

Еще один показатель культуры. В те времена любой индивид старше 40 лет мог считаться глубоким стариком. Это были больные, вероятно, искалеченные, потерявшие зубы люди, которые не выжили бы в одиночку. О них нужно было заботиться. И неандертальцы это делали. По крайней мере, возможно, в отношении тех, кто в молодости обладал большой смелостью на охоте или в борьбе с конкурентами.

Реконструкция группы неандертальцев / ©Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology

Неандертальская культура

Прочие памятники этой культуры существуют, но все они разрозненны и иногда довольно сомнительны. Так, существует известная неандертальская «личина» в пещере Ла-Рош-Котар (Франция). Этот предмет представляет собой камень с отверстием, в который забит обломок кости и закреплен «клинышками» из камня. Предмет отдаленно похож на морду животного. Но именно похож – для какой цели и что означает этот предмет достоверно определить невозможно. Но главное не это, а то, что предмет единичный. Нигде больше ничего подобного археологи пока не нашли. А это означает лишь одно, что даже если неандертальский скульптор и создал произведение искусства, то его примеру никто не последовал, это был уникальный случай и никакой культуры на его основе не появилось. У неандертальцев нет даже намека на художественные стили, распространенные на обширных территориях. Именно это главное отличие неандертальцев от сапиенсов той эпохи. Тем не менее, несколько лет назад в Испании были обнаружены находки, благодаря которым стало понятно, что неандертальцы, жившие на Западе Европы, все-таки изготавливали разноцветные красители из минералов, а также украшения из ракушек, в которых они предварительно делали отверстия. И происходило это примерно 50 тыс. лет назад, когда нога сапиенсов еще не ступала в Европу. «Тем самым неандертальцы почти «догнали» африканских сапиенсов, которые начали всерьез заниматься подобными вещами около 72 тыс. лет назад», – пишет Марков. А еще неандертальцы, вероятно, делали украшения из крупных перьев птиц, о чем свидетельствуют находки в Северной Италии, обнаруженные в 2011 году.

Зачатки культуры у неандертальцев были, а значит, был большой потенциал для развития интеллекта. Почему же они вымерли? Многие авторы сходятся в одном: из-за количественного недостатка самих неандертальцев. Их всегда было мало. Когда в Европу пришли сапиенсы, то они, возможно, не столько войнами, сколько банальным вытеснением с лучших территорий попросту способствовали сокращению численности неандертальцев до ноля. Однако иногда они покорялись красоте неандертальских женщин – как известно, сапиенсы и неандертальцы иногда смешивались, поэтому все мы, кроме коренных жителей южной Африки, имеем от 2 до 4% неандертальских генов.

Александр Марков подчеркивает, что с точки зрения эволюции лучшая способность к размножению, лучшая приспособляемость благодаря численному превосходству – есть повышенная приспособляемость как таковая. Так что неандертальцы вымерли, потому что умели приспосабливаться хуже нас – вот и все.

Реконструкция неандертальцев / ©Xavier Rossi, Gamma-Rapho/Getty Images

Мозг неандертальцев

Размер мозга, как известно, хотя и не определяющий, но, все-таки, решающий фактор в отношении интеллекта. Какой же размер мозга был у неандертальцев? Был ли он больше или меньше мозга наших предков в те времена? Известный российский антрополог Станислав Дробышевский (интервью со Станиславом Дробышевским о неандертальцах, денисовцах, людях с острова Флорес и современных аборигенах Австралии читайте в номере Naked Science за июль-август – NS), изучив множество слепков мозговой полости черепов неандертальцев, пришел к выводу, что лобная и теменная доли головного мозга неандертальцев были меньше, чем у наших предков. Кроме того, теменная доля была сильно уплощена. А вот затылочная доля, наоборот, была явно больше, височная доля практически не отличалась от нашей. По мнению Станислава Дробышевского, у неандертальцев также были сильнее развиты подкорковые центры подсознательного контроля за эмоциями и памятью, зато сознательный контроль всех этих функций, вероятно, был слабее. Не исключает антрополог и того, что неандертальцы в меньшей степени, чем сапиенсы, могли контролировать координацию движений. Так называемые рельефные бугры в зоне Брока (центр речи), а также ряд других косвенных признаков говорит о том, что у неандертальцев наверняка была членораздельная речь.

Исходя из всего этого, можно делать множество гипотез о том, как была «устроена» психика неандертальского человека. Есть вероятность, например, что благодаря крупной затылочной доле мозга, широко расставленным и крупным глазницам неандертальцы могли лучше запоминать и различать всевозможные зрительные образы. В теменной доле находятся центры, повреждение которых приводит к повышенной склонности к мистике. Так что уплощенная и маленькая теменная доля неандертальцев, возможно, свидетельствует о том, что они больше, чем наши предки были склонны ко всяким потусторонним переживаниям. Можно придумать и целый ряд других гипотез, только проверить их уже нельзя.

Александр Марков: «На чем сейчас сходятся практически все эксперты, так это на том, что если неандертальцы и уступали сапиенсам по каким-то генетически обусловленным параметрам интеллекта, то это различие было очень небольшим, очень тонким, может быть, едва заметным. Таким, например, как чуть меньший объем КРП (кратковременной памяти – NS)».