19.07.2017
Редакция Naked Science

Присутствие отца сплотило братьев и сестер

Группа американских антропологов пришла к выводу, что присутствие отца способствует улучшению взаимоотношений между павианами от общих родителей.

14204620529_90bc87f88d_k

Приматы, включая человека, относятся к социальным животным, важным фактором развития которых служат родственные связи. Приоритетом при этом пользуется контакт потомства с самками: это, в частности, проявляется в том, что павианы склонны ограничивать взаимодействие с группой матерью и сиблингами — сестрами и братьями. Большинство исследований в области семейной психологии также сосредоточены на роли матери, реже объектом изучения становятся отношения потомства с отцом. Хотя ранее ученые показали, что присутствие последних может модулировать социализацию и нормализацию веса, а их мозг лучше реагирует на дочерей. Авторы новой работы пронаблюдали вклад отцов в онтогенез обезьян.

Для этого антропологи из Университета Миссури, Техасского университета в Остине и Ратгерского университета изучили поведение группы гибридов Papio hamadryas anubis, обитающих в округе Лайкипия, в Кении. Эти представители рода павианов широко распространены в Африке и разделились примерно 700 тысяч лет назад, но по-прежнему нередко скрещиваются. В конечную выборку вошли 39 особей, не достигшие половой зрелости. Около половины из них имели только одного родителя из-за нападения, предположительно, леопарда, которое произошло незадолго до начала исследования. Таким образом, ученые могли проанализировать повадки павианов с родителями и без. Работа продолжалась 14 месяцев.

Поведение обезьян оценивали по двум основным критериям: агонистичности (враждебности) и аффилированности (просоциальности). К последнему относились, например, случаи сближения конкретных особей не менее чем на два метра. Кроме того, авторы фиксировали инициатора подобного взаимодействия и все движения и действия, которые агенты совершали в пределах этой области. С двухминутными перерывами они также отмечали общий профиль физических контактов в группе. В результате за 587 часов ученые собрали около 3500 различных наблюдений. Дополнительно приматов методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) генотипировали по экскрементам — это позволило определить родство.

Связь между CSI, отстутвием отца (левый график), присутствием отца (правый график) и степенью родства: неродственные особи, единоутробные сиблинги, единокровные сиблинги / ©Emily C. Lynch et al., Behavioral Ecology and Sociobiology, 2017

На основе полученных данных исследователи рассчитали индекс социальной активности (CSI). Он использовался как мера превосходства одной пары P. hamadryas anubis над другой по числу взаимодействий. Согласно итогам, средний CSI в группе составил 0,98 (шкала не предполагала ограничений). Сравнительно крепкие социальные связи наблюдались только у десяти процентов животных, что, по мнению ученых, подтверждает гипотезу о слабых отношениях между неполовозрелыми павианами. Любопытно, что наиболее высокий показатель демонстрировали единоутробные сиблинги, а низкий — потомки разных родителей. Тенденцию в большей степени усиливало присутствие общего отца, чем матери.

Статья опубликована в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

Ранее биологи показали, что присутствие отца может положительно отражаться на будущих когнитивных способностях плода.