Животные-экстремалы — Naked ScienceNaked Science
15.01.2015, 15:06
Naked Science

Животные-экстремалы

Экстремалы и экстремофилы - понятия родственные. К ним относятся животные, которые могут жить в такой среде, как: кипяток, радиация, космос, битум, Мертвое море.

tihohodka14

Конечно, большая часть этих животных — всего лишь бактерии и микроорганизмы, но среди экстремофилов (так называются организмы, способные жить и размножаться в экстремальных условиях окружающей среды) встречаются и более крупные существа.

Питаются нефтью
Озеро Пич-Лейк – природный резервуар асфальта / ©Flickr

Радиация как курорт

По-видимому, именно так воспринимает радиацию грамположительный кокк с характерным названием Deinococcus radiodurans, поскольку способен выживать при дозе до 10 тыс. (!) Гр. Для сравнения: смертельная доза радиации для человека равна 5 Гр. Deinococcus radiodurans считается одним из самых устойчивых к действию радиации организмов в мире. Как ему это удается? Дело в том, что эта бактерия хранит в своей клетке по нескольку копий генома, упакованных в виде тора или колец. Эти дополнительные копии позволяют в точности восстановить геном после многочисленных одно- и двуцепочечных разрывов.

Deinococcus radiodurans / ©Flickr

«Кипучая» жизнь

Гипертермофилами называют организмы, которые растут и размножаются при температурах свыше 60°C. Оптимальная температура для этих любителей «горяченького» и вовсе равна 80°C, а некоторые выдерживают и более высокие температуры — больше 100°C. Мало того, кое-какие из этих существ способны также противостоять кислотности и радиации.

Все дело в том, что гипертермофилы относятся к археям — древнейшему домену живых организмов, являющихся одноклеточными и не имеющих, как известно, ни ядра, ни каких-либо мембран. Условия жизни на нашей планете в те далекие времена, когда на ней были распространены археи, были соответствующими, поэтому эти существа чувствуют себя в них как дома.

Но горячую воду любят не только микроорганизмы. В глубинах Карибского моря, поблизости от гидротермальных источников, живут красивые многощетинковые черви, которые, правда, прячут свои тела в длинные хитиновые трубки.

Хитиновые трубки, в которые прячутся многощетинковые черви-экстремофилы / ©Flickr

Психрофилы

Таким трудно выговариваемым названием именуют живых существ, которые, наоборот, предпочитают низкие температуры. Так, нематода Panagrolaimus davidi способна выживать будучи полностью вмороженной в лед. Да что там нематода — некоторые хвостатые земноводные, такие, например, как сибирский углозуб (были найдены экземпляры, которые пробыли в оцепенении в условиях вечной мерзлоты от 80 до 100 лет (!), а затем благополучно вернулись к жизни), бесхвостые земноводные, некоторые виды черепах и змей, могут замораживать воду, которая находится вне клеток их организма, чтобы сохранить при этом свои клетки в условиях продолжительных низких температур.

А вот рыбы семейства нототениевых, которые обитают в водах Арктики и Антарктики, и вовсе плавают при температуре до -1,9°C, являющейся близкой к замерзанию. Про бактерий и говорить не приходится: как показали исследования подледного озера Восток в Антарктиде, некоторые из микроорганизмов способны выживать, будучи вмороженными в лед, в течение миллионов лет.

Антарктический клыкач – рыба семейства нототениевых / ©Flickr

Любители солененького

Их называют галофилами — экстремофилы, которые в качестве местообитания предпочитают условия с высокой соленостью — моря, соленые озера, засоленные почвы и т.д. Конечно, самыми экстремальными являются микробы, которые обитают в глубинах Мертвого моря. Но существуют и галофильные животные, по преимуществу — морские, которые не способны переносить соленость ниже 30 промилле. Это радиолярии, рифообразующие кораллы, обитатели тех же коралловых рифов и мангровых зарослей, иглокожие, головоногие моллюски, многие виды ракообразных и т.д.

Спаривающиеся артемии – вид ракообразных, относящихся к галофилам / © Hans Hillewaert

В космосе

В безвоздушном пространстве живые организмы тоже способны выживать. К ним, например, относится тихоходка — очень интересное животное, тип микроскопических беспозвоночных, близких к членистоногим. Этот вполне симпатичный «медвежонок» способен выдерживать невероятно низкие и экстремально высокие (до 100°C) температуры, высокий уровень радиации, невероятное давление (подобное тому, которое существует на дне Марианской впадины), отсутствие влаги в течение более чем ста лет и, наконец, открытый космос (ученые засылали тихоходок на орбиту).

Тихоходка / ©Flickr

Именно благодаря существованию экстремофилов у ученых есть надежда, что мы сможем найти жизнь на замороженных спутниках Юпитера и Сатурна — Европе и Титане.