25.02.2014
Редакция Naked Science

Самому древнему предмету на Земле ? 4,4 млрд лет

Ученым удалось определить возраст синих кристаллов, которые образовались в период, когда древняя прото-Земля столкнулась с другой протопланетой размером с Марс и расплавилась.

140223-old-crystal-jb-2009_088a1e81716e514297da95370a4b94e2

Самый древний предмет на Земле по размеру тоньше человеческого волоса. Исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне определили возраст синих кристаллов циркония, найденных в Австралии. Они появились 4,4 млрд лет назад ? всего 160 миллионов лет спустя образования солнечной системы.

Эти кристаллы обнаружили еще в 2001 году в местности Джек Хиллс в Западной Австралии. Ученые уже давно подозревали, что найденный цирконий ? один из древнейших материалов на Земле, но до сих пор не могли ничего доказать.

Теперь же, применяя два различных метода, специалистам удалось определить точный возраст кристаллов. Вначале им пришлось проанализировать, какое количество урана в результате серии радиоактивных распадов превратилось в свинец.

Следовало также учесть, что атомы свинца способны передвигаться внутри кристаллов, что могло привести к неточности измерений. Чтобы избежать этого, группа ученых применила новый метод определения возраста объекта, атомно-зондовую томографию.

Эта техника позволяет определять и фиксировать положение отдельных атомов, показывая их расположение внутри кристалла. Экспертам удалось доказать, что хотя атомы и двигались в кристалле, но эти передвижения были слишком незначительными, а значит ими можно пренебречь при расчетах возраста циркония.

Используя обе методики, исследователи определили возраст кристаллов в 4,4 млрд лет с ошибкой не более чем 6 млн лет.

Полученные данные подтверждают теорию о том, что найденный цирконий образовался в период, когда древняя прото-Земля столкнулась с громадным космическим объектом, размером с Марс и расплавилась.

Хронология развития нашей планеты