Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Византия и Россия: как мы стали наследниками Восточной Римской империи? Интервью с Сергеем Прокопенко
«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали Средние века, бесспорно, единственную, которая до XI века существовала в христианской Европе», — сказал в свое время французский историк Шарль Диль. Но коллеги с ним не согласились. Так появилось множество мифов о Византии. В какие из них мы верим до сих пор? Что мы взяли от Восточной Римской империи, кроме куполов на храмах и православия? Почему Петр I не любил Византию и когда началось противостояние между Россией и Западом? Об этом Naked Science рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, директор Научно-популяризаторского центра Станислава Дробышевского Сергей Прокопенко.
[Naked Science]: С чего начались связи между Русью Византией?
[Сергей Прокопенко]: К периоду окончательного оформления славян как этноса, Византия была доминирующим государством. Примерно, как США в конце 1990-х годов. Византийские авторы, такие как Прокопий Кесарийский или Маврикий, тогда называли славян анты или склавины. Они считали славян варварами. Это и понятно — у наших предков на тот момент отсутствовала государственность и письменность. Они исповедовали язычество и вели себя достаточно агрессивно, регулярно совершая набеги, разоряя византийские территории. А в VII-VIII векaх даже заселили территории Византийской империи, дойдя до Пелопоннесского полуострова. Римские императоры периодически переселяли племена славян с Балкан в Малую Азию для борьбы с персами и арабами, однако эта миграционная политика провалилась: переселенцы нередко переходили на сторону врага, а на Балканах славян было столь много, что в Фессалониках, родном городе святителей Константина и Мефодия, все с детства говорили на греческом и славянском одновременно.
Неудивительно, что византийские авторы описывали славян нелицеприятными словами. При этом Византия продолжила политику договора с федератами — союзниками Римской империи, которые жили по ее границам и охраняли территории. Византийцы были дипломатами — с кем-то они предпочитали договориться, а с кем-то — воевать. Поэтому хитрость и расчетливость византийцев и в самом деле стали нарицательными.
[NS]: Что было дальше?
[СП]: В 860 году на политическую арену выходит союз племен «Рос», воины которого дерзко нападают на Константинополь. Через два князь Рюрик и его дружина прибыли в Ладогу. Именно в это время демонстрирует бурный рост Рюриково городище и позднее основывается Великий Новгород. Но как раз с VII по IX века Византия переживает очень серьезный натиск со стороны арабов, когда были перерезаны торговые маршруты, а ведь Константинополь в те времена был великолепно развитым торговым центром, где можно было купить и продать все, что угодно.
Тогда и стал оформляться знаменитый путь из варяг в греки, вокруг которого начало формироваться наше государство. Развивалась торговля и в рамках второго пути — из варяг в хазары. Понятно, что при формировании государственности, Русь начала активно встраиваться в торговые отношения с Константинополем. Отныне они не только воюют, но и торгуют.
Уже тогда в сознание славян активно проникает христианство — задолго до крещения Руси. Вспомните хотя бы крещение княгини Ольги — прежде чем, Владимир крестил Русь, почва для этого уже была подготовлена. Наконец при языческой реформе Владимира Святославовича мученически погибли за веру два варяга-христианина, что говорит о существовании в Киеве христианской общины до 988 года.
[NS]: Византия была центром культуры и технического прогресса. Что в этом плане переняли от нее славяне?
[СП]: Учитывая мощнейшее влияние, конечно, мы не могли не перенять достижения Византии. При этом простое копирование плодов никогда не принесет успеха— нужна собственная переработка. Происходит мощнейший всплеск развития культуры — и материальной, и духовной.
Благодаря взаимодействию с Византией Русь за короткий промежуток времени преодолела несколько этапов своего развития. В итоге наши предки очень быстро освоили азы литературы и искусства, которые транслировала Византия. Причем важно помнить, что Восточная Римская империя в отличие от европейской версии развития, перенявшей традиции Западной Римской империи, не имела разрыва с Античностью.
После определенного краха Западной Римской империи Европа как бы переформатировалась и воссоздавалась заново. А вот Византия продолжила свое развитие без этого разрыва. Этот опыт и был передан нам.
[NS]: Какие конкретно есть примеры этого, памятники?
[СП]: Из Византии к нам пришло каменное зодчество. Например, Десятинная церковь во Киеве (не сохранилась). Ее строили византийские мастера, а вот в возведении соборов Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке принимали участие уже и русские мастера. Ничего зазорного на Руси не находили и в копировании. Об этом мы знаем, например, потому что каменная кладка того же собора Софии в Киеве чередуется слоями плинфы — широкого обожженного кирпича, который применяли византийцы при сооружении зданий для повышения их сейсмоустойчивости.
Для Русской равнины это было неактуально, но поначалу соборы на Руси в самом деле строили с использованием плинфы. Потом это явление закрепилось в русском зодчестве и просуществовало вплоть до XV века.
Кроме каменного зодчества, из Византии к нам пришли фрески, мозаики, иконопись. Все чудотворные русские образы, согласно преданиям, восходят к временам Константина и Владимира Мономахов, то есть к XI-XII векам, как и державные символы — шапка Мономаха, бармы, скипетр с державой. В Византии были мозаики и фрески светские, но дошло до нас их меньше, чем древнерусских.
Многие ремесла также пришли к нам из Константинополя. Например, стеклодувное мастерство, изготовление плинфы, ювелирные техники работы по серебру и золоту (скань, зернь, чернение, золочение и так далее), златошвейное мастерство, вышивка по шелку и атласу.
[NS]: В советское время о Византии и связях с ней предпочитали не говорить, поэтому мы не так много знаем. Какие факты о ней в результате этого стали уделом лишь историков? В какие мифы мы верим до сих пор?
[СП]: Действительно, есть такая проблема. В рамках исторической науки Византия — это государство, память о котором пытались предать забвению и серьезно не изучали. На западе при этом, если ее и исследовали, то как бы «свысока». Поэтому очень много мифов (причем, они международные) о Византии возникло в результате работ именно западных ученых.
Первый из них — сам термин «Византия». Он был введен в научный оборот немецким историком Иеронимом Вольфом в 1557 году. Именно он использовал слово «Византия» для обозначения Восточной Римской империи в своем труде «Корпус византийской истории». Этот термин происходит от наименования древнегреческой колонии — Византий, основанной дорийскими колонистами из Мегариды в VII веке до нашей эры на месте будущего Константинополя. Тем самым историки как бы фиксировали разрыв Византии и Римской империи, не признавая преемственность.
Термин закрепился и потом кочевал из труда в труд. На самом деле правильно называть Византию Восточной Римской империей или просто — Римской империей. Византийцы и сами себя именовали римлянами (ромеями). При этом Восточная Римская империя в VII веке отказалась от латинского языка как государственного и перешла на греческий — главный для большего числа населения государства.
Отсюда родился еще один миф, будто Византия — исключительно восточный центр и никакого отношения к европейской цивилизации не имеет. На самом деле, это та же Европа — цивилизация, которая возникла на основе римской государственности, христианства и греческой культуры.
Византия — не в меньшей, а в большей степени носитель европейских ценностей, поскольку — как я уже сказал выше — в ее истории не было разрыва с Античностью.
Еще один миф, что история Византии — это история медленного упадка и деградации. Это неправда. Восточная Римская империя — это период расцвета архитектуры и искусства. Культура была на высочайшем уровне. Из большого количества источников известно, что средний уровень образованности населения Константинополя в среднем был в районе 60-70 процентов. Это означает, что больше половины людей умели читать и писать. По тем временам это очень много.
В то же самое время на остальной территории Европы эти показатели были в несколько раз ниже. Можно привести примеры открытий византийских ученых, которые малоизвестны, но опередили свое время. Например, философ и астроном Никифор Григора еще в 1326 году рассчитал неточность юлианского календаря. Он предложил реформу византийскому императору, но ему отказали. Зато в XVI веке по указанию папы Римского Григория XIII эти подсчеты использовали для составления григорианского календаря уже в Европе.
Другой миф: Византия — это глубокое Средневековье с жестким патриархатом, с сильной монархической властью и чуть ли не тоталитарное государство. На самом деле все было несколько иначе. Уже в Кодексе Юстиниана в VI веке было закреплено, что все равны перед законом — даже император. По тем временам это было очень прогрессивно.
Женщины в Византии тоже пользовались определенными свободами. А если сравнивать со средневековым Западом, то это просто космос! Богатые и аристократические дамы не только входили в элиты, но и принимали участие в крупных и судьбоносных решениях страны. Если сравнивать Константинополь и Париж XII-XIII веков, то это как уподобить современную Москву небольшому российскому провинциальному городку.
[NS]: Как Византия утратила свое могущество?
[СП]: Империи не исчезают просто так. Утрата могущества Византии — длительный, растянутый во времени процесс. И на это оказывало влияние множество факторов. Частично это связано с завистью Западной Европы.
Когда у них получилось захватить Константинополь в 1204 году, то они разграбили его, не стесняясь. Но этот факт не нужно преувеличивать, как принято сегодня, например, у некоторых интеллектуалов. Потому что были и внутренние причины: в первую очередь разрыв церковного и государственного организма, духовного и реальной политики.
Если Византия в период своего расцвета объединяла все народы, не взирая на их этническое происхождение (главное, чтобы исповедовали христианство), на поздних стадиях развития государства возникает проблема «эллинского национализма». А ведь когда-то даже императоров-греков в Византии по численности было меньше, чем тех же армян.
Центральная власть постепенно теряет контроль над отдаленными территориями. К этому добавляется постоянный конфликт с соседями — турками. Вместе с ослаблением центральной власти большую роль начинает играть элита на местах. Все это приводит к ослаблению государства. Иноверцы в большом количестве начали проникать на территорию Восточной Римской империи, что повысило градус сепаратизма.
[NS]: Из Византии пришло противостояние между Россией и Западом?
[СП]: Очень сложный вопрос. Я вижу в этом противостоянии целый комплекс факторов. В свое время Византия была соперником Европы, и она добилось того, чтобы конкурент исчез. Но действительно ли нас восприняли, тогда как наследника Византии? На мой взгляд, ничего подобного не было.
Да, мы переняли элементы культуры и религию Восточной Римской империи, но изначально у Запада отношение к нам было как к неким варварам, которые живут на окраине мира в рамках малозначительного государства. Их мысли относительно нас сводились к тому, чтобы с нами торговать и по возможности приобщить к «европейским ценностям». Вспомним походы крестоносцев на северо-запад Руси или торговлю англичан с Иваном Грозным.
Но как только наше государство начало оформляться как крупное образование, претендующие на статус империи, начиная, наверное, со времен Ивана III, постепенно разворачивается противостояние между Западом и Русью.
Крайне серьезную угрозу в нас рассмотрели в период Ливонской войны в XVI веке. И эта нелюбовь сопровождает нас до настоящего времени. В основе этого страха лежит непонимание нашей ментальности и наша инакость. Мы для них непредсказуемая цивилизация. Мы живем и мыслим не так как Запад.
Даже если с нами сотрудничают в определенные периоды от безысходности, нас все равно опасаются. А при любой удобной ситуации они готовы с нами расправиться — об этом свидетельствует вся история нашего взаимодействия. Если мне приведут хотя бы один серьезный факт того, что Запад в самом деле желает развития России, что это желание системное, которое проявляется на протяжении многих десятилетий, то я готов изменить свое мнение. Прибавьте к этому религиозное противостояние — католиков и православных.
[NS]: Из-за ориентации на Запад Петр I не любил Византию?
[СП]: Петр Алексеевич рос в условиях начальной стадии модернизации российского государства в период правления его батюшки Алексея Михайловича Романова. На его мировоззрение оказало влияние позиция близких к нему людей, например, архиепископа Феофана Прокоповича — западника по взглядам. И чего греха таить — на тот момент Запад действительно был очень мощным центром технологий и инноваций.
Позиция Петра понятна. Он хотел завершить модернизацию страны. А как это сделать, если не заимствовать передовые технологии и опыт? Но Петр не забывал и об адаптации: все его реформы проведены, конечно, очень хаотично, но при этом там четко прослеживается приспособление к нашим реалиям.
Да, будучи западником, Петр не хотел связывать настоящее России с Византией. Потому что считал, что руководство этой страны дискредитировало себя тем, что империя исчезла, «позорно» проиграла, выбрала «показное благочестие», вместо решения насущных проблем. Он ошибался — все было как раз наоборот. Византия пала, утратив идеологическую основу. А вот связи с более ранними периодами Римской империей он, вероятно, вполне допускал. Это проявлялось, например, в церемониальных вещах.
Петр судил о Византии преимущественно по трудам современников – французских ученых. По русской традиции он называл государство «Греческим царством». Осуждал его за слабость власти императора и отсутствие хорошей армии (скорее видел в нем пороки не греков, а допетровской эпохи в России).
Но Петр I — не единственный человек, который неправильно понимал Византию. Вспомним, допустим, Екатерину II. Ее известный греческий проект по воссозданию Византийской империи — это были больше намерения, чем реальность. Екатерина II рассматривала восстановление Византии в большей степени как реставрацию скорее Римской империи II-III вв., нежели Восточной Римской империи во всех ее особенностях и проявлениях.
[NS]: Почему Москва так и не стала Третьим Римом?
[СП]: Я считаю, что в каком-то смысле мы стали Третьим Римом. Почему это не стало нашей государственной идеологией? Потому что изначально не было такой задачи. Все же эта концепция возникла в лоне Русской православной церкви и светскими властями в комплексном виде не была востребована. Время от времени к ней могли обращаться, но она не стала основой нашей государственной идеологии.
Идею «Третьего Рима» обосновывал старец Филофей в письмах к псковскому наместнику дьяку Михаилу Мунехину и великому князю Василию III, при котором Псков вошел в Российское государство. Нужно это было, чтобы псковичам втолковать, что церковное единство возможно только с Москвой, а не с Константинопольским патриархом, который в начале XVI века был под турками, а в соседних с Псковом православных землях проводил линию великих князей литовских (соперников Москвы).
[NS]: Если говорить о нематериальных ценностях, то что мы взяли от Византии, кроме православия?
[СП]: Духовный образ мышления. Это ключевой момент, то, что нас отличает от рационально мыслящего Запада. Мы часто поступаем иррационально. У нашей страны есть миссия и этого не нужно стесняться, а наоборот, надо смело об этом заявлять. Причем эта миссия — не навязывание своей точки зрения всем остальным, а организация всех вокруг для мирного и созидательного развития.
Мы взяли от Византии и желание учиться, воспринимать чужой опыт. Мы готовы меняться. не изменяя себе. Российской (русской) цивилизации, как и Византии свойственна надэтничность, что является нашим преимуществом и фактором развития. Наша задача учесть урок Византии и не допустить негативного сценария деградации государства.
Взяли и государственную символику: образ святого Георгия (на монетах и гербах), двуглавый орел, понятия «царства», «самодержавия», письменное законодательство, литературные формы (летопись, повесть, жития), кириллический алфавит, грамматику и многое другое.
Со временем одни воспоминания заменяются другими, но почему люди запоминают именно то, что запоминают? На этот вопрос ответили ученые из США, проанализировав более 100 исследований эпизодической памяти.
Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».
О том, как совмещать успешную работу в физике и литературе, об экситонах и фотонах, о жидком свете, поляритонике и о мировом лидерстве России в этой области мы поговорили с Алексеем Кавокиным, директором Международного центра теоретической физики имени А. А. Абрикосова (МФТИ), руководителем группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, руководителем лаборатории оптики спина Санкт-Петербургского государственного университета.
Со временем одни воспоминания заменяются другими, но почему люди запоминают именно то, что запоминают? На этот вопрос ответили ученые из США, проанализировав более 100 исследований эпизодической памяти.
Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».
О том, как совмещать успешную работу в физике и литературе, об экситонах и фотонах, о жидком свете, поляритонике и о мировом лидерстве России в этой области мы поговорили с Алексеем Кавокиным, директором Международного центра теоретической физики имени А. А. Абрикосова (МФТИ), руководителем группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, руководителем лаборатории оптики спина Санкт-Петербургского государственного университета.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.
Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии