Новокаледонский ворон может создавать инструменты из нескольких частей — Naked Science
25.10.2018
Редакция Naked Science

Новокаледонский ворон может создавать инструменты из нескольких частей

Новое исследование показало, что новокаледонские вороны способны создавать инструменты, объединяя два или более нефункциональных элемента. Раньше эта способность наблюдалась только у людей и больших человекообразных обезьян.

2-newcaledonia

Группа ученых из Института орнитологии им. Макса Планка Оксфордского университета обнаружила, что птицы способны создавать долговечные инструменты из небольших комбинируемых частей, что стало удивительным умственным подвигом для животного. Умение собирать различные компоненты в новые функциональные инструменты ранее наблюдалось только у обезьян. Антропологи рассматривают изготовление составного механизма у первобытных людей как важный шаг в эволюции мозга. К слову, у детей уходит несколько лет, прежде чем они научатся собирать новые инструменты, вероятно, потому, что они не могут предвидеть свойства тех объектов, которых еще не существует.

Исследование показывает, что этот вид воронов обладает очень гибким умом, который позволяет им решать сложные проблемы, связанные теми свойствами объектов, которые они никогда прежде не видели. Исследователи уже наблюдали, как этот замечательный вид птиц использовал инструменты в неволе, но ни разу не видели, как они объединяют разные части в одно целое, чтобы создать инструмент. Результаты наблюдений опубликованы в журнале Scientific Reports.

«Это удивительно, ведь ворон не получал никакой помощи в создании этих комбинаций, они сами это поняли», — говорит Августа фон Байерн (Auguste von Bayern).

Видео эксперимента/© University of Oxford

Группа исследователей предложила восьми воронам задачу, с которой они никогда не сталкивались раньше. Перед птицами были контейнеры с едой и с отверстием, через которое пищу можно было вытолкнуть наружу. В качестве инструмента ученые предложили им длинные палочки, с помощью которых можно было достать еду. Все восемь птиц сделали это без каких-либо затруднений. На следующем этапе ученые поместили пищу в контейнере внутри ящика намного дальше и снабдили птиц короткими палочками, которые, однако, вставляются друг в друга, позволяя птице достать дальние объекты.

Без какой-либо помощи или демонстрации четыре ворона вставляли одну часть палочки в другую и использовали полученный длинный инструмент для извлечения пищи из контейнера. В конце пятиэтапного исследования ученые усложнили задачу и дали птицам еще более короткие части. Ворон по кличке Манго смог изготовить составной инструмент из трех и даже четырех частей.