Вороны оказались способны изготавливать инструменты без инструкций — Naked Science
29.06.2018

Вороны оказались способны изготавливать инструменты без инструкций

Эксперименты показали, что при изготовлении инструментов новокаледонские вороны не просто повторяют заученную последовательность действий — они изобретают их самостоятельно, добиваясь запланированного результата.

crow0

Новокаледонские вороны по праву считаются одними из умнейших птиц — и одними из самых умных животных на Земле. Они не раз демонстрировали способность изготовления орудий труда — палочек, крючков  и других приспособлений, которыми ловко пользуются для добычи личинок насекомых из растений. И это не простая унаследованная способность: эксперименты, проведенные европейскими и новозеландскими учеными, показали, что у птиц есть «ментальная схема» будущего инструмента, на основе которой они и действуют. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Навык изготовления любого инструмента может реализовываться и передаваться в разных вариантах. Например, можно следовать зазубренной (или полученной по наследству) инструкции, схеме действий: отпилить, отшлифовать, приколотить… В более сложном варианте требуется представлять, как в целом выглядит молоток, какую задачу он должен решать, — и на основе такой «ментальной схемы» изготавливать его. Легко заметить, что это куда более эффективный способ, но доступен он лишь избранным — возможно, только людям.

Чтобы выяснить, как это происходит у новокаледонских воронов, Алекс Тейлор (Alex Taylor) из Оклендского университета и его коллеги спроектировали и провели необычные эксперименты. Ученые изловили восемь диких птиц и обучили их приносить и сбрасывать в приемное устройство автомата мелкие обрывки бумаги, чтобы получать вкусную награду. Затем воронам стали давать лишь довольно крупные и жесткие картонные карточки, которые не пролезли бы в приемное отверстие. Птицы сообразили, что их можно разрывать, получая кусочки нужной величины и формы.