04.10.2019
48 430

Лук и стрелы: как передовые технологии позволили чернокожим захватить Европу

3.9

Темнокожие Homo sapiens начали вытеснять светлокожих неандертальцев, коренных европейцев, только тогда, когда принесли в Европу лук. Загадка вымирания неандертальцев, наконец, близится к разрешению?

gao

Самая большая тайна ранней истории человечества

В начале XXI века стало ясно, что на планете от 300 до 40-50 тысяч лет назад одновременно жило минимум пять-шесть разумных видов. Люди современного типа, Homo sapiens, возникли в Африке не позднее 340 тысяч лет назад. Неандертальцы, Homo neanderthalensis, появились где-то в Евразии примерно тогда же. Параллельно с ними в Азии проживали денисовцы.

Кроме этих трех видов, были еще человек флоресский (Homo floresiensis), вероятно, человек лусонский (Homo luzonensis) и наледи (Homo naledi). Три первых вида показали схожий уровень развития и технологий: это мы, неандертальцы и денисовцы. Возник вопрос: почему же люди существуют и сегодня, а неандертальцы и денисовцы прямых потомков больше не имеют?

Да, неандертальцы оставили пару-тройку процентов генов в европеоидах и монголоидах, а денисовцы — три-пять процентов генов в большинстве азиатов, но это следовые количества. При этом базовые Homo sapiens, без неандертальской и денисовской примеси, все еще существуют в Африке (более того, их доля в общей численности людей быстро растет), а базовых неандертальцев и денисовцев нигде нет. Очевидно, люди их вытеснили. Менее очевидно, почему это произошло.

Насколько продвинутыми были вытесненные нами родственники

После находки первого черепа неандертальца некоторые ученые заявили, что он принадлежит идиоту с какой-то странной формой головы. Естествоиспытатель Эрнст Геккель в 1860-х даже предложил назвать новый вид Homo stupidus, что означает «человек глупый». Однако ближе к концу XIX века множество находок резко скорректировало этот взгляд.

Оказалось, размер мозговой части черепа неандертальца больше, чем у современных людей, и такой же, как у древних Homo sapiens (у тех мозг был на 5-10% больше, чем у нас). Около 100 тысяч лет назад «человек глупый» уже ел вареную кашу из ячменя (дикорастущего). Те из них, что страдали от зубной боли, обезболивались салициловой кислотой (тогда ее получали из коры деревьев, сегодня она входит в аспирин) и жевали пенициллиновую плесень, сдерживавшую размножение бактерий. Получается, они применяли антибиотики, пусть и естественного происхождения, за десятки тысяч лет до того, как первый случай такого рода зафиксирован среди людей.

Когда археологи нашли на стоянке этого вида странную костяную «ложечку» непонятного предназначения, работники французской фирмы Hermes тут же опознали в ней собственные инструменты для выделки кожаных изделий, включая сумки Birkin. Получается, неандертальцы 41-47 тысяч лет назад использовали для выделки кожи те же инструменты, что и Homo sapiens в XXI веке.

Костяное лощило неандертальцев по форме и размерам соответствует инструментам для изготовления сумок Hermes, только на 40 с лишним тысяч лет старше / Abri Peyrony and Pech-de-l’Azé I Projects.

Примеры их продвинутости в материальной культуре можно приводить еще долго. Есть у них и открытия, никогда не применявшиеся человеком современного типа, но явно полезные в каменном веке. Например, они использовали для разведения огня истолченный в порошок минерал пиролюзит (диоксид марганца). Находя его у кострищ неандертальцев, ученые долго не могли понять назначение минерала. Лишь опыты в лабораториях показали, что при его добавлении в древесину температура ее воспламенения падает более чем с 350 градусов до всего лишь 250. Диоксид марганца работает как катализатор, но сам по себе не горит: чтобы догадаться, что он облегчает воспламенение древесины, нужно неординарное мышление. Становится понятно, почему люди нашего вида полсотни тысяч лет не могли додуматься до такого «каменного розжига».

Первые известные рисунки неандертальцев, древностью в 65 тысяч лет, появились задолго до рисунков людей нашего вида / D.L. Hoffmann et al

Забудем на секунду о материальной культуре, кулинарии и медицине. Еще интереснее то, что первые рисунки на Земле тоже сделаны ими, а не Homo sapiens. Наконец, в могилах неандертальцев встречается много цветочной пыльцы. Конечно, ряд археологов пытается оспорить мысль, что они хоронили мертвых с цветами, но аргументы против этого довольно слабы. Пытаясь объяснить наличие там пыльцы, иные предполагают, что ее в могилу принесли пчелы. Проблема в том, что могила в яме, выкопанной в пещере, — довольно странное место для насекомых-опылителей. Около 176 тысяч лет назад европейские неандертальцы создавали пещерные святилища, где на жертвеннике среди круга специально расставленных обломков сталагмитов сжигали части животных.

Похожая картина сложилась для денисовцев. Самая древняя игла с ушком на сегодня найдена именно в их пещере. Там же обнаружены первые следы изделия, полученного сверлением на станке. Причем следы эти минимум на 40 тысяч лет старше первого сверления на станке, фиксируемого у Homo sapiens.

Такая картина создавала большую сложность. Продвинутые виды не вымирают просто так, между тем, когда 40-45 тысяч лет назад человек приходит в Европу, неандерталец из нее быстро исчезает. То же самое, похоже, случилось с денисовцами в Азии.

Для разрешения загадки была выдвинута версия, что до современного человека другие виды Homo были не в ладах с пространственным мышлением и не могли использовать метательное оружие. Версия казалась логичной: из данных этнографов известно, что охотники-собиратели людей умеют метать копья, хотя луками и копьеметалками многие из них и не владеют. У неандертальцев признаков метания копий не было, значит, они так не умели.

Однако в 1990-х годах в Шёнингене, Германия, нашли остатки десяти копий длиной около двух метров. По их образцу, с точным соблюдением размеров, были сделаны новые, которые использовали для экспериментальных бросков. Оказалось, они чуть шире спереди, чем сзади, — баланс, идеальный для метания, но не подходящий для работы на близкой дистанции. Современные метатели копий, которым дали попробовать эти реплики, нашли их столь же удобными, что и современные спортивные копья. Несмотря на небольшое число попыток, спортсмены смогли метать реплики на расстояние до 70 метров. Рядом с копьями найден десяток тысяч костей лошадей, оленей и бизонов. Судя по всему, это не совпадение: копья были утеряны на месте массовой охоты на этих животных.

Экспериментальные реплики шёнингенских копий неандертальцев показали отличный баланс и неплохую меткость / Annemieke Milks et al

Интереснее всего возраст копий — не менее 300 тысяч лет. То есть оставить их могли либо неандертальцы, либо их прямой предок — человек гейдельбергский (Homo heidelbergensis). Получается, неандертальцы с самого начала использовали отличное метательное оружие — не хуже нынешнего спортивного.

В том же месте были обнаружены деревянные шампуры, подобные тем, что используются для шашлыка сегодня (со следами пребывания на огне), а также деревянное орудие, которое интерпретировали как копьеметалку. С шашлыком 300 тысяч лет назад еще можно было бы смириться — хотя отметим, что у нашего вида самые древние сохранившиеся шампуры относятся к XVII веку до нашей эры, периоду крито-минойской цивилизации. Но вот копьеметалка уже мало совместима с идеей о виде, чей мозг непригоден для применения метательного оружия.

Копьеметалка позволяет забрасывать дротики на дистанцию до 150 метров и имеет хорошую меткость на первых десятках метров. В отличие от копья, брошенного рукой (предел скорости — около 20 метров в секунду), дротик из копьеметалки разгоняется до 40 метров в секунду и выше. То есть его кинетическая энергия вчетверо больше и достаточна для убийства даже крупного животного. Аборигены Австралии еще недавно убивали им даже самых крупных кенгуру, а само умение пользоваться копьеметалкой не утрачено там до сих пор (см. видео ниже).

Условия Шёнингена уникальны: буроугольный пласт, где нашли копья, не дал разложиться деревянным предметам. В норме так не бывает: деревянные орудия не живут сотни тысяч лет. Больше таких находок нет, и даже для современных людей они появились, только когда копьеметалки начали делать из кости — порядка 20 тысяч лет назад. Очевидно, неандертальцы вряд ли забыли технологию метания копий, давно известную их предкам. Способность к массовой загонной охоте на стада лошадей и бизонов означает, что их группы умели нападать координировано, по единому плану. Не похоже, что современным людям было легко их вытеснить.

Первая попытка африканского штурма Европы

В этом году были найдены точные свидетельства того, что первая попытка людей закрепиться в Европе кончилась для них плохо. В Греции внимательно изучили давно найденный череп человека и выяснили, что его в свое время неправильно идентифицировали. Затылочная часть черепа округлая, а не заостренная, как у неандертальца. Это либо останки чистого Homo sapiеns, либо гибрида неандертальца с человеком современного вида. Возраст черепа — 210 тысяч лет.

Череп Апидима-1, возрастом в 210 тысяч лет, найденный в Греции, принадлежит Homo sapiens, древнейшему известному выходцу из Африки / K. Harvati et al

Между тем в ДНК всех известных на сегодня людей есть только одна предковая группа — и, судя по данным генетиков, она покинула Африку всего 70 тысяч лет назад. Противоречие может быть разрешено только одним путем: выходит, Homo sapiеns попал в Европу еще 210 тысяч лет назад, но потом все потомки этой группы погибли, а неандертальцы в Европе, напротив, счастливо жили еще 170 тысяч лет. Значит, первая встреча нашего вида и коренных европейцев закончилась победой светлокожих северян.

Вторая попытка: технологический прорыв

Осенью 2019 года вышла еще одна работа: японские и итальянские исследователи тщательно изучили 146 однотипных микролитов — небольших каменных орудий, выполненных в форме полумесяца и ранее найденных в Лошадиной пещере (Grotta del Cavallo) на юге Италии. Находки твердо датируются 40-45 тысячами лет и относятся к улуццинской археологической культуре — одной из первых, имеющей отношение к человеку современного вида в Европе.

Картинка: Типичные «полумесяцы» из Лошадиной пещеры, со следами ударов на заостренной передней части / C. Stani

На орудиях были микросколы и трещинки. Чтобы понять, как они возникли, авторы работы сделали копии таких микролитов и прикрепили их в качестве наконечников как к копьям, так и к метательным дротикам и стрелам. Копьями, дротиками и стрелами поражали условные мишени, а затем сравнивали трещины от износа с теми, что нашли на раскопанных «полумесяцах». Оказалось, следы износа у древних орудий именно такие, как у наконечников метаемых компьеметалкой дротиков и стрел для луков. Износ наконечников обычных копий — и для ближнего боя, и метаемых рукой — совсем иной.

Картинка: Экспериментальные стрелы с наконечниками, копирующие древние полумесяцы из итальянской Лошадиной пещеры / tohoku.ac.jp

Химический анализ показал, что на их округлой, не заостренной стороне есть следы сложной смеси веществ, включая охру, растительную смолу и пчелиный воск. Это сразу несколько открытий в одном: ранее данных об использовании пчелиного воска кем-либо из древних людей не было. Другое открытие: такая смесь должна быть склеена прочным клеем. На округлых частях микролитов нет следов износа, только этого клея. Очевидно, «полумесяцы» клеем крепили к стрелам или дротикам, поэтому при стрельбе ими износ и был только с передней, заостренной стороны.

Лук против копьеметалки

К сожалению, экспериментами не отличить бывший наконечник дротика от бывшего наконечника копья по износу. Но вот определить, что именно использовала вторая волна чернокожих колонизаторов Европы, очень важно.

Один из древних наконечников Лошадиной пещеры несет следы разрушения при ударе после столкновения на высокой скорости / K. Sano

Дело в том, что луки того времени — специфическое оружие. Чтобы понять, насколько рискованно охотиться с ним на крупное животное, стоит напомнить историю, случившуюся 13 700 лет назад. Тогда охотник 20-23 лет атаковал пятилетнюю медведицу в пещере, ранил ее стрелой, причем удачно — осколки наконечника в позвоночнике указывают на меткий выстрел в важную для зверя часть тела. Однако она не умерла, а скрылась в пещере раненой. Судя по кускам древесного угля, охотник пытался выкурить ее наружу дымом от разведенного близ входа костра.

Его ход был удачным, но рискованным: медведица в самом деле вышла из пещеры, атаковав его прямо у костра. Тот ответил копьем, в итоге оба умерли на месте. Все это археологи узнали по тому, что родственники охотника не нашли его, а оба скелета так и остались в пещере. Из этой трагедии каменного века видно: не только мамонт с бизоном, но и медведь предельно сложно убиваются даже отличным лучником с очень сильными руками (судя по рельефу, оставленному мышцами на скелете).

На стоянках всех видов древних людей в Европе 20-45 тысяч лет назад немного костей мелких животных. Судя по всему, охотники того времени предпочитали мамонтов, бизонов и тому подобную крупную дичь. Это логично: такие дают намного больше мяса на единицу затраченного времени, чем мелкие животные. Для охоты на мамонта стрелы практически бесполезны. Даже в Африке, где много растительных ядов, на слона не охотятся и с отравленными стрелами: нужное количество яда в организм многотонного животного просто нельзя доставить со стрелами. Значит, лук не давал заметного преимущества во время охоты. Чтобы пробить шкуру мамонта или бизона, больше подходит копье или тяжелый дротик.

Копьеметалка отличается от лука тем, что из нее трудно сделать больше пяти-шести прицельных бросков в минуту. Как правило, дротик, брошенный из копьеметалки, в несколько раз тяжелее стрелы, поэтому летит медленнее. Животное недостаточно сообразительно, чтобы уклониться от него.

Зачем же древние люди использовали лук, если против их охотничьей добычи копьеметалка эффективнее? Дело в том, что люди применяют оружие не только против животных. Человеческая кожа тоньше, куда легче шкуры бизона и пробивается даже легкими стрелами. Если же они имеют заостренный каменный наконечник, то способны нанести нашему организму большой ущерб: у нас много крупных артерий в считанных миллиметрах от кожи. Стрела меньше дротика из копьеметалки и летит быстрее, так что человеку от нее уклониться сложнее. Из-за массы и размера дротиков их не взять с собой больше пяти-шести штук, а стрелы можно таскать десятками.

Все это не просто теоретические соображения. На территории нынешней Кении, в пещере Натарук, недавно нашли серию скелетов и наконечников стрел, все древностью в 10 тысяч лет. Микролитические наконечники стрел оставили характерные сколы на черепах, рядом с которыми нашли и сами наконечники. Это древнейшие свидетельства поражения живого существа луком, и символично, что таким живым существом был другой человек, а вовсе не животное на охоте.

Судя по шимпанзе, родственники человека воюют между собой с глубокой древности. В 1974-1978 годах две группы шимпанзе в национальном парке Гомбе-Стрим (Танзания) систематически устраивали внезапные нападения друг на друга. Конфликт закончился, лишь когда вторая группа потеряла всех самцов и половину самок, а другая половина самок была пленена и силой приведена в первую группу. Первая группа заняла территорию противника – пока третья группа не изгнала оттуда первую. Если шимпанзе умеют воевать с представителями своего вида, то почему Homo sapiens не могут воевать с представителями других видов – неандертальцами и денисовцами?

Косвенным ответом на вопрос о том, во что чернокожие покорители Европы вставляли «полумесяцы», может быть их явная победа над неандертальцами. Судя по Шёнингену, у тех была копьеметалка. Значит, если бы пришедшие на тот же континент люди современного типа знали только ее, выиграть противостояние им было бы сложнее. А вот никаких признаков лука — ни микролитических наконечников, ни чего-либо еще – ни неандертальцы, ни денисовцы не показывают. Для охоты на животных микролитический наконечник вовсе не обязателен.

Африка: первый военно-технологический лидер планеты

Чтобы наверняка выяснить, с чем именно чернокожие пришли осваивать Европу, полезно обратиться к их прародине — Африке. Несколько лет назад удалось найти там первые явные наконечники стрел: в пещер Бордер на юге континента есть костяные наконечники стрел, по размерам и форме полностью совпадающие с теми, что народы сан (бушмены) использовали вплоть до XX века.

Специфика этих наконечников в том, что, как отмечают археологи, они довольно легкие и по размера не могут подойти к копьеметалке. Другая их особенность — наличие на тыльной стороне следов смолы местного дерева, что роднит их с находками из Лошадиной пещеры в Европе.

Традиционный образ наскальной живописи древних бушменов, стрелок из лука. / David Lewis-Williams.

Однако у бушменов и луки, и сами стрелы слишком легкие, чтобы наносить заметный ущерб крупным животным. Между тем и 100, и 40 тысяч лет назад в Южной Африке рядом с наконечниками таких стрел встречаются кости буйволов и кустарниковых свиней. Это очень опасные создания, контактный бой с которыми крайне нежелателен даже при использовании хорошего холодного оружия. Бушмены недавних веков добивались победы, потому что отравляли свои стрелы. Археологи считают, что так же они поступали 44-45 тысяч лет назад (такие датировки у первых наконечников стрел в Южной Африке). Это те же самые времена, что и у каменных наконечников из Лошадиной пещеры в Южной Италии.

Современный бушмен в Африке / Wikimedia Commons.

Итак, как минимум 45 тысяч лет назад в Африке появился лук, стрелы и обычай отравлять их растительными ядами. Около 45 тысяч лет каменные орудия, типичные для Южной Африки, возникают и в Восточной: предки бушменов мигрировали на север. Авторы новой работы о наконечниках из Южной Италии отмечают: улаццинская культура археологически схожа с одновременными ей восточно-африканскими. Напрашивается предположение, что движение бушменов на север было таким успешным за счет того, что они принесли с собой лук и стрелы — первое скорострельное дистанционное оружие в истории человечества.

Двести десять тысяч лет назад никаких следов такой продвинутой технологии, как лук, в Африке не было. Очевидно, первая волна выходцев оттуда смогла добраться до Европы, но без лука и стрел «не вытянула» конкуренции с неандертальцами. Это логично: те, судя по скелету, имели не только светлую кожу и голубые глаза. Мышечный рельеф на их костях более глубокий, то есть они были сильнее. По скелетам видно, что и сложены они плотнее современных людей. Носовые полости лучше удерживают тепло воздуха при дыхании. В холодной Европе они были дома, а вот черные выходцы из Африки могли серьезно страдать от местного климата. Без серьезного технологического перевеса они были обречены.

Сорок пять тысяч лет назад, при второй попытке колонизации, чернокожие принесли с собой самую продвинутую технологию дистанционного убийства на планете. Скорость их распространения в ту эпоху поражает: 65 тысяч лет назад выходцы из Африки уже достигли Австралии, по пути заселив Андаманские острова и, возможно, часть Индии. С собой они несли микролиты. Уже 45 тысяч лет назад они принесли их в Европу и на Шри-Ланку, в Австралии микролиты появились еще раньше — с первыми же находками людей. Такой быстрой колонизации огромных пространств с совершенно разным климатом и природными условиями до тех пор история человечества не знала. Похоже, лук и стрелы в самом деле могут быть ответом на вопрос, как люди вытеснили столь продвинутых неандертальцев и денисовцев.