20.06.2014
Редакция Naked Science

Ученые: неандертальцы эволюционировали постепенно

Черепа, обнаруженные учеными на севере Испании в так называемой Расщелине костей (Sima de los Huesos), позволили ученым заглянуть в раннюю эволюцию охотников, доминировавших в Европе задолго до прибытия туда человека разумного. Выяснилось, что отличительные черты лица эволюционировали поэтапно.

Sima-skull

В ходе исследования профессор Хуан Луис Арсуага Феррерас (Juan Luis Arsuaga Ferreras) и его коллеги из Мадридского университета Комплутенсе досконально изучили 17 черепов и сравнили их с известными останками, как неандертальца, так и других видов проточеловека.

Исследователи заметили, что их мозг был почти той же формы, что и у древнего гейдельбергского человека. Но выступающие надбровные дуги и небольшие заострённые коренные зубы уже более походили на черты неандертальцев, а это свидетельствует о том, что ранние неандертальцы начали использовать свои челюсти для чего-то другого. Для чего именно – пока неизвестно.

Хуан Луис Арсуага Феррерас предполагает, что они использовали свои зубы в качестве инструмента захвата, одной рукой фиксируя объект, а другой ? разрезая его с помощью инструмента.

В результате исследования ученые установили, что свои отличительные особенности неандертальцы приобрели далеко не сразу – это происходило на протяжении длительного времени.

Профессор Хуан-Луис Арсуага извлекает окаменелость из породы

©Javier Trueba/Madrid Scientific Films

– Что делает пещеру Sima de los Huesos уникальной, так это огромная и беспрецедентная коллекция останков древних людей в отложениях на её дне. С момента её открытия в 1980-х годах нам не удавалось найти ни одного такого места, которое принесло бы так много для изучения вымерших видов древних людей, в том числе и неандертальцев. Эта локация непрерывно изучается с 1984 года. За 30 лет удалось поднять около 7 тысяч человеческих окаменелостей. Это настоящий клад, если учитывать то, что в иных регионах находка одного лишь зуба становится сенсационной, –  говорят авторы исследования.