Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Битва за небо Европы: Tempest против Next Generation Fighter
Европейские страны начали сразу две масштабные программы по созданию истребителей шестого поколения. Они могут изменить мир боевой авиации навсегда.
Всё, но не сразу
В наше время мир боевой авиации переживает настоящую революцию, связанную с пришествием истребителей-«невидимок», принадлежащих к так называемому пятому поколению. У этих машин есть много отличительных черт, но главным маркером принадлежности к новому поколению можно назвать малозаметность – то есть широкое применение технологии стелс.
Однако все не так просто, как может показаться: нередко истребителям пятого поколения отказывают в принадлежности к оному. В России, например, указывают на относительно «скромные» (по меркам самых передовых авиационных комплексов) летно-технические характеристики F-35. А на Западе говорят о «недостаточной» малозаметности Су-57 на фоне того же F-22 Raptor. Вместе Россия и США сомневаются в китайском J-20, который называют то «чересчур большим», то слишком «сырым», а также спорным с чисто концептуальной точки зрения. Это, напомним, единственный в мире истребитель пятого поколения, созданный по аэродинамической схеме «утка» и имеющий переднее горизонтальное оперение, не способствующее, как считают ряд экспертов, соблюдению малозаметности. Хотя конкретно этот параметр, по общему мнению, не ставит на малозаметности крест.
С истребителями шестого поколения ситуация еще более непростая. Для начала стоит сказать, что сейчас такой машины нет вообще ни у одной страны, а разного рода спекуляции на этот счет не имеют под собой никаких оснований. Так, к числу «истребителей шестого поколения» на Западе иногда относят российский БПЛА С-70 «Охотник», который вообще никогда не создавался как «полноценный» истребитель: это тяжелый ударный дрон, вернее – его опытный образец.
Возможно, главным отличием шестого поколения от пятого станет способность выполнять все те же задачи, но без пилота. Вообще, забегая вперед, отметим, что сейчас почти все «шестерки» видят опционально пилотируемыми. То есть способными действовать как с летчиком, так и без.
Кто же ведущий в этой «гонке»? Долгое время лидерами в области создания истребителей шестого поколения считались Соединенные Штаты, которые первыми в мире ввели в строй истребитель пятого поколения – F-22. Гром грянул в 2018 году, когда Франция и Германия – с одной стороны – и Великобритания – с другой – заявили о своих планах по созданию боевых машин нового поколения. Спрогнозировать развитие событий очень тяжело, однако обе программы сейчас выглядят более определенными, чем американские F/A-XX и Next Generation Air Dominance (NGAD), призванные создать истребители шестого поколения для ВМС и ВВС США соответственно.
Вообще, сложно сказать, куда выведет «кривая американской мечты». Сейчас США направили основные усилия на строительство и доработку вышеупомянутого F-35, кроме того, значительная часть оборонного бюджета пошла на перспективный бомбардировщик B-21 Raider, который мы с вами, вероятно, сможем увидеть в этом году. Иными словами, места на празднике жизни американской «шестерке» может не найтись. А вот что хотят создать европейцы, мы сейчас выясним.
Next Generation Fighter: Франция, Германия, Испания
Последние десятилетия будущее европейской боевой авиации связывали прежде всего с истребителями четвертого поколения Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, а также американскими F-35, поставляемыми в ряд европейских государств. Своего собственного истребителя пятого поколения у Европы не было и нет, а сведения о шестом вплоть до 2017 года были не более чем слухами. Ситуация начала проясняться, когда компания Airbus Defense and Space показала концепт истребителя нового поколения с незамысловатым обозначением New Fighter, внешне похожий на нечто среднее между F-22 и Су-57. Сколь-нибудь детальной информации по нему не предоставили, за исключением того, что он должен стать частью масштабной программы, предполагающей создание семейства систем, которые включали бы в себя пилотируемые и беспилотные платформы.
На какое-то время о проекте забыли, однако вскоре Франция и Германия дали понять, что намерения у них более чем серьезные. В апреле 2018 года французский министр обороны Флоранс Парли и ее немецкая коллега Урсула фон дер Ляйен подписали договор о начале работ над проектом будущего франко-немецкого боевого самолета Next Generation Fighter, создаваемого в рамках программы Système de combat aérien du futur (SCAF, или FCAS). Речь идет о потенциально самой дорогой и сложной военной программе в истории Европы.
Истребитель шестого поколения – важнейшая, но далеко не единственная ее составляющая. Помимо него, европейцы хотят создать новые беспилотные комплексы, вооружения и системы наблюдения. Все это, как несложно догадаться, намерены сделать единой системой, которая будет ключевым элементом безопасности для стран-участниц.
Обычно к признакам шестого поколения относят улучшенную стелс-технологию, высокоинтегрированные сетевые системы, сверхчувствительные датчики, возможность действовать в беспилотном режиме, эффективность во всех режимах полета и оружие на «новых физических принципах», например мощный боевой лазер. Де-факто шестое поколение видится сильно улучшенным пятым: провести грань между ними будет тяжело.
Ведущую роль сыграют французы из Dassault Aviation, разработавшие Dassault Rafale, который, увы, не снискал большой популярности в мире. Машина оказалась чересчур дорогой: при стоимости более 80 миллионов долларов за единицу желающих купить оказалось не так много. Второй по значимости участник программы – компания Airbus. Вскоре о своем участии объявили и испанцы. С их стороны создание перспективного европейского боевого самолета возглавит Indra Sistemas – концерн, работающий в сфере разработки информационных технологий автоматизированного тестового оборудования и вооружений.
Почему именно Франция стала ведущим игроком программы? Дело в том, что Пятая республика – единственное европейское государство, способное самостоятельно производить современные истребители. Германия, напомним, такой возможности лишилась после Второй мировой и строила боевые самолеты вместе с Италией и Великобританией. Есть еще шведский Gripen, но его силовая установка строится вокруг американских технологий.
Европейцам нужно отдать должное: новая программа, несмотря на всевозможные технические риски и политические противоречия, получила «низкий старт». Шестого февраля 2019 года Парли и Урсула фон дер Ляйен подписали соглашение Airbus и Dassault Aviation на совместное проведение концептуального этапа научно-исследовательской работы по программе. Стоимость соглашения – 65 миллионов евро, этап рассчитан на два года. Именно этот контракт можно считать фактическим началом работ по перспективному самолету.
За прошедшие с момента подписания соглашения несколько лет были представлены несколько разных концептов. Первое изображение машины компания Dassault Aviation показала в одном из своих роликов в 2018 году: тогда французы продемонстрировали истребитель, лишенный горизонтального оперения и похожий на американский F/A-XX. Однако на открывшемся 17 июня 2019 года авиасалоне в Ле-Бурже представили макет совсем другой машины, похожей на прототип YF-23 – конкурент YF-22, представляющего собой прототип F-22 Raptor.
Исходя из показанного макета, можно сделать вывод, что перспективная европейская машина получит одноместную кабину, два двигателя и воздухозаборники, похожие на те, которыми оснащен истребитель F-35.
Основные технические аспекты предстоит определить в будущем, но что-то известно уже сегодня. Ранее сообщалось, что разработкой двигателя для нового самолета займется консорциум в составе французской группы Safran и немецкой MTU Aero Engines. Safran возьмет на себя разработку и интеграцию двигателя, а также создание камеры сгорания, турбины высокого давления и форсажной камеры. В свою очередь, MTU Aero Engines займется созданием компрессоров низкого и высокого давления, а также турбиной низкого давления. Электронную систему управления двигателя создаст совместное предприятие Aerospace Embedded Solutions (AES), куда войдут специалисты Safran и MTU.
Наконец, главное. Из-за технической сложности и дороговизны программы сроки ее реализации более чем размыты. Согласно предварительным данным, первый полет демонстратора технологий NGF намечен примерно на 2026 год, а вступление самолета в строй – примерно на 2040-й, когда Франция и Германия начнут выводить из эксплуатации свои истребители Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. То есть серийную машину мы увидим еще очень нескоро.
Tempest: Великобритания, Италия
2018 год стал годом анонса прямого и самого главного конкурента Next Generation Fighter – британской программы Tempest. Макет машины представили на авиасалоне в Фарнборо. В рамках программы британские BAE Systems, MBDA и Rolls Royce, а также итальянская Leonardo объединились в Team Tempest. Роль первой скрипки играют британские специалисты.
Нужно полагать, именно выход Великобритании из Европейского союза дал жизнь программе. Вообще, оборонка Туманного Альбиона плотно интегрирована с континентальными структурами: лучшее тому свидетельство – Eurofighter Typhoon, созданный, как мы знаем, совместными усилиями англичан, немцев и итальянцев. Последним же «национальным» истребителем британцев стал Harrier, впервые взлетевший еще в 1966 году и устаревший к началу XXI века.
Россия также ведет работы над истребителем шестого поколения. Об этом в 2019 году сообщил генеральный директор государственного научно-исследовательского института авиационных систем Сергей Хохлов. По его словам, в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагают сделать беспилотным с возможностью опционального пилотирования. Остальные характеристики истребителя служат дальнейшим развитием уже существующих: он, в частности, будет маневреннее и незаметнее таких машин, как Су-35 или Су-57.
Уместно сказать, что британцы уже пытались вставить свои «пять копеек» в историю пятого поколения. Мало кто помнит программу Future Offensive Air System (FOAS), направленную на то, чтобы создать замену ударному самолету Королевских ВВС Tornado GR4. Ее отменили в 2005 году, заменив на Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которую тоже потом закрыли. В итоге британцы решили купить F-35 у США и не утруждать себя лишними тратами на разработку. Это мудрое решение: вытянуть такой проект было бы невероятно тяжело.
Что же такое Tempest? Показанный в 2018 году макет не похож ни на F-35, ни на Eurofighter. Судя по всему, машина будет выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка». Она получит два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя. Самолет хотят оснастить беспереплетным фонарем, способствующим снижению радиолокационной заметности.
Новый самолет должен получить специальный многорежимный авиационный двигатель. Летчик сможет управлять беспилотниками, а также получит в распоряжение «оружие направленной энергии». Кроме этого, британские инженеры хотят создать бортовую систему управления, которая работала бы в связке с самообучающимся искусственным интеллектом. Все это сделает пилота «дополнением» к авиационному комплексу: он будет принимать только самые важные решения, а многочисленные смежные задачи возьмет на себя автоматика. Похожий подход мы можем видеть на современных машинах, в частности на F-35.
Но есть один аспект, который отличает Tempest от всех остальных истребителей – как существующих, так и перспективных. В 2018 году BAE Systems показала концепт виртуального кокпита для перспективного истребителя. Он предполагает почти полный отказ от приборов в кабине в их привычном виде. Вся информация будет выводиться на нашлемный дисплей летчика, так что ему не нужно будет отвлекаться на приборы в кабине. Один многофункциональный сенсорный дисплей Tempest все же получит – на случай отказа нашлемной системы индикации.
Опять же, нужно понимать, что к моменту появления прототипа все эти детали проекта могут пересмотреть. Наверняка можно сказать лишь то, что, как и любой современный боевой самолет, Tempest станет частью «системы систем» – элементов боевой информационно-командной системы, позволяющей получать и обрабатывать информацию в режиме реального времени.
Победитель останется один?
Конкурирующие Tempest и Next Generation Fighter похожи друг на друга словно близнецы – по крайней мере, если сравнивать «британца» с макетом, представленным в рамках французского авиасалона. То ли это просто совпадение, то ли европейские конструкторы решили обезопасить себя, однако вскоре после презентации концептов СМИ заговорили о том, чтобы объединить обе программы в европейский «мегапроект».
Такой шаг пошел бы всем на пользу. Дело в том, что рынок боевой авиации невероятно узок. Это хорошо заметно, если сравнить его с рынком гражданской авиации. Достаточно сказать, что по состоянию на январь 2021 года ни одна страна в мире не купила российский Су-57 (кроме самой России). И ни одно государство не проявило интереса к китайскому J-20, кроме непосредственно КНР. «Не выстрелил» ни новый бюджетный шведский Gripen E, ни отечественный МиГ-35, который очень хотели сделать экспортно успешным.
Иными словами, делить рынок боевой авиации с каждым годом все сложнее, несмотря на то, что ее потенциал постоянно увеличивается. Цена новых самолетов очень и очень высока, а желающих предложить свою разработку все так же много, как раньше.
С учетом трудностей, характерных для рынка боевой авиации, Next Generation Fighter – однозначный и безоговорочный фаворит. Среди его потенциальных покупателей – не только ведущие экономики ЕС, но и целый ряд других стран Евросоюза, в той или иной степени зависящих от решений, принимаемых в Берлине и Париже. Было бы наивно полагать, что эти страны выберут не общеевропейский истребитель, а детище Brexit. Да и политические рычаги влияния в Европе у Германии несравнимо шире, чем у Туманного Альбиона.
Фактически у британцев только один «союзник» – сильно пострадавшая от коронавируса и находящаяся в состоянии перманентного политического кризиса Италия. Правда, она четко заявила об участии в программе. «Это чрезвычайно позитивный результат, достигнутый благодаря эффективной и четкой работе, подтверждающей высочайший потенциал итальянской оборонной промышленности», – заявил в 2019 году глава итальянского Минобороны Лоренцо Герини.
В программу Tempest непрерывно «сватают» Швецию, имеющую большой опыт разработки истребителей предыдущих поколений. Причем некоторые крупные СМИ пишут об этом как о свершившемся факте. Слухи возникли не на пустом месте. По-видимому, Стокгольм окончательно и бесповоротно «похоронил» национальный истребитель пятого поколения, известный в узких кругах как Flygsystem-2020: небольшой стране с населением в десять миллионов такая программа не по карману. Известно и то, что шведы вели (и, возможно, ведут) переговоры с британцами по совместному созданию Tempest. Однако сами они довольно сдержанно комментируют информацию о достигнутых договоренностях. «Если бы мы заключили соглашение между Министерством обороны Швеции и Министерством обороны Великобритании, мы бы обнародовали его», – заявил ранее представитель шведского внешнеполитического ведомства.
В целом сейчас нельзя исключать никаких вариантов развития ситуации. Возможно, Германия и Франция разругаются, и каждый начнет реализацию проекта с упором на собственные требования: именно это произошло в свое время с проектом европейского истребителя четвертого поколения, который «развалился», став тем, что мы сейчас знаем как Typhoon и Dassault Rafale. А может, Великобритания осознает, что не потянет программу, стоимость которой может превышать 50 миллиардов долларов. Но пока франко-немецкий союз крепок как никогда. А британцев переполняют национальная гордость и ностальгия по великой империи, давно канувшей в Лету.
В 2021 году японские астрономы обнаружили в глубоком космосе два объекта с сильной линией поглощения льда. Однако разобраться, что именно представляют собой эти тела, ученые не смогли — не хватило мощности телескопа, с которого вели наблюдения. Исследователи продолжили изучать эти объекты с помощью другого, более мощного инструмента и выяснили, что они могут быть типом светил, которые ранее никогда не наблюдались.
Опрос среди владельцев собак показал, какие преимущества и недостатки, связанные с наличием питомцев, представляются людям наиболее существенными.
Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.
Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.
Ученые Северо-Западного университета (США) синтезировали новый материал с исключительными свойствами. Очень прочный, но в то же время гибкий и легкий, полученный ими полимер может изготавливаться в больших объемах, а применяться при создании бронежилетов и баллистических тканей.
В последние годы в России наблюдается настоящий бум увлажнителей воздуха, причем самое популярное решение — ультразвуковые. Одновременно в научной литературе одна за другой выходят работы о вредности таких устройств: от них в вашей комнате образуется даже больше микрочастиц, чем в воздухе в центре Пекина в плохой день. Альтернативные технические решения лишены подобных недостатков, но и они при неграмотном обслуживании привели к массовой гибели людей в Южной Корее. Тем не менее ученые подчеркивают, что сухой зимний воздух резко поднимает частоту болезней и многих других неприятностей. Что делать, чтобы этого избежать?
Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.
По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.
Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.
Не припомню примера, чтобы европейские самолеты "изменила мир боевой авиации навсегда".А про неевропейские самолёты припомните?
Миг-25 существенно охладил пыл американцевЭто чем же?
"мир боевой авиации навсегда" изменила разработка ракет и все более совершенных радаров.Это коснулось только стратегических бомберов. И то - в XXI веке в России возобновили производство Ту-160, который морально устарел еще при своем появлении на свет. Истребители и тактические ударные самолеты развивались своим чередом.
А инновационный F-117 лишь попытка приспособиться к изменениям.Все наши великие открытия в практической науке и технике - "лишь попытка приспособиться к прогрессу".
Не припомню примера, чтобы европейские самолеты "изменила мир боевой авиации навсегда".А про неевропейские самолёты припомните?
Миг-25 существенно охладил пыл американцевЭто чем же?
"мир боевой авиации навсегда" изменила разработка ракет и все более совершенных радаров.Это коснулось только стратегических бомберов. И то - в XXI веке в России возобновили производство Ту-160, который морально устарел еще при своем появлении на свет. Истребители и тактические ударные самолеты развивались своим чередом.
А инновационный F-117 лишь попытка приспособиться к изменениям.Все наши великие открытия в практической науке и технике - "лишь попытка приспособиться к прогрессу".
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Комментарии