Летучие мыши-вампиры впервые адаптировались к человеческой крови — Naked Science

Летучие мыши-вампиры впервые адаптировались к человеческой крови

Обычные жертвы южноамериканских летучих мышей-вампиров – это птицы, в том числе домашние куры. Лишь недавно ученые продемонстрировали переход одной из их популяций к питанию человеческой кровью.

vampire

Слава кровососущих летучих мышей куда обширнее их реального распространения и тем более – опасности. Сегодня известно всего три вида крошечных рукокрылых вампиров, все они обитают в Центральной и Южной Америке и предпочитают кровь птиц млекопитающим, а тем более человеку. Однако 20-граммовые мохноногие Diphylla ecaudata, живущие на севере Бразилии, демонстрируют стремительную адаптацию к питанию кровью людей. Отчет об этом зоолог Энрико Бернард (Enrico Bernard) и его коллеги опубликовали в журнале Польской академии наук Acta Chiropterologica.

Из всех трех видов вампировых летучих мышей только десмоды (Desmodus rotundus) более-менее регулярно питаются кровью млекопитающих, но и для них люди совсем необычная цель: сообщения об укусах человека крайне редки. Ну а мохноногие Diphylla ecaudata питаются почти исключительно птичьей кровью, часто посещая курятники, но никак не их владельцев.

В самом деле, расширение источников пищи для них совсем непросто и требует серьезных адаптаций. В крови млекопитающих, в сравнении с птицами, меньше воды и жиров, но больше белковых компонентов, и десмоды развили способность лучше усваивать белки, которые считались недоступными двум другим видам вампировых летучих мышей, в том числе и мохноногим. Да и те переходят на питание кровью свиней и коз, как считается, лишь в случае серьезной нехватки более подходящей им птичьей крови. Тем неожиданнее оказалась находка, сделанная Бернардом и его коллегами.

Ученые собрали 15 образцов экскрементов D. ecaudata в тропическом листопадном редколесье (каатинге) на севере Бразилии. Проанализировав присутствующую в них ДНК, они с удивлением обнаружили смесь генов – и птичьих, и человеческих, что явно указывает на смешанное питание этих летучих мышей.

Авторы отмечают, что эта адаптация могла развиться в ответ на вырубку лесов и сокращение численности их жителей, обычных жертв мохноногих вампиров, местных птиц – пенелоп (Penelopinae), тинаму (Tinamidae) и темнохвостых голубей (Patagioenas). По мнению ученых, это заставило вапмиров активнее охотиться на домашнюю птицу и все теснее сближаться с человеком. «Жилищные условия здесь обычно крайне бедны, люди живут в тесном контакте с домашними животными», – объяснил Энрико Бернард в интервью The New Scientist.

Необычный случай представляет большой интерес для ученых. Им еще предстоит выяснить, какие именно изменения произошли с желудочно-кишечным трактом и со слюной D. ecaudata, дав им возможность эффективно питаться человеческой кровью. Они ожидают найти как минимум новые механизмы для эффективного переваривания белков в условиях нехватки жиров – а возможно, и мощные антикоагуляционные средства, адаптированные для нашей крови.

У обычных же людей находка вызывает серьезную обеспокоенность: летучие мыши известны своей способностью переносить поразительное количество опасных для людей вирусов. И если обычно для передачи болезни требуется третий участник – например, комар, кусающий и людей, и рукокрылых, – то в новой ситуации инфекции смогут распространяться куда проще и быстрее.

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Атлантическом океане, у побережья Флориды. Это приблизило компанию SpaceX к полноценному вводу нового аппарата в эксплуатацию.