Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
04.11.2014
Редакция Naked Science

Ученые разгадали тайну загадочного объекта в центре Млечного пути

Водородное облако, получившее название G2 и которое, к удивлению астрономов, выдержало «свидание» со сверхмассивной черной дырой в центре нашей галактики, является, скорее всего, двойной звездой в процессе слияния, выяснили американские ученые.

2-astronomerss

К концу 2013 года научный мир затаил дыхание в ожидании галактического фейерверка. Дело тогда было в том, что к источнику мощного радиоизлучения Стрелец А* в самом сердце Млечного пути, который, вероятно, является сверхмассивной черной дырой, вплотную подошло огромное водородное облако G2.

Событие вызвало такой интерес потому, что никогда еще астрономам не приходилось наблюдать поглощение черной дырой столь крупного объекта. Наблюдение за этим процессом могло бы очень многое нам рассказать о черных дырах и их взаимодействии с обычной материей.

Несмотря на ожидание зрелищной катастрофы, в которой черная дыра разорвала бы облако на части, поглотив существенную его часть, астрономы увидели куда менее впечатляющую, однако любопытную картину. Объект G2 прошел рядом с радиоисточником, остался почти целым и практически не изменил свою траекторию.

После этого ученые занялись созданием гипотез о том, почему же облако G2 повело себя так, а не иначе, и что это может значить для астрофизики.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, вероятно, нашли исчерпывающее объяснение. Согласно их расчетам, сделанным на основе данных гавайского телескопа «Кек», G2 является двойной звездой, которая под воздействием гравитации черной дыры соединилась в одну – огромную и массивную.

Радиоисточнику Стрелец А*, таким образом, удалось захватить только часть горячего газового облака, окружающего гигантскую звезду, однако на орбиту самой звезды и на ее состояние это почти не повлияло.

По мнению ученых, звезда в центре облака G2 переживает стадию расширения. Гравитация черной дыры, которая заставила двойную звезду объединиться в единый объект, постепенно «спагеттифицирует», то есть растягивает G2.  Этот процесс часто происходит с крупными небесными телами, которые оказываются рядом с черной дырой.

Ученые считают, что инцидент с G2 и возможности телескопа «Кек» действительно позволили углубиться в понимание физики черных дыр.

Мы наблюдаем событие, связанное с черной дырой, которое мы не можем наблюдать больше нигде во Вселенной. И мы начинаем понимать физику черных дыр с помощью наблюдений, которые ранее были невозможны.

– Андреа Гез (Andrea Ghez), Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе