Закрыть10

Астрономы наблюдают магнитное поле остатков сверхновой 1987А

Астрономы впервые напрямую пронаблюдали магнетизм одного из самых изучаемых объектов: остатков сверхновой 1987А (SN 1987A) — погибающей звезды, появившейся в небе более 30 лет назад.

30 июн 2018 Руслан Зораб Комментариев: 1

Вдобавок к тому, что это впечатляющее наблюдательное достижение, такая находка предоставляет возможность изучить ранние стадии эволюции остатков сверхновой и их космического магнетизма.

«Обнаруженный нами магнетизм примерно в 50 тысяч раз слабее, чем у магнита на двери холодильника, — говорит профессор Брайан Генслер. — И нам удалось это измерить с расстояния 1,6 миллиона триллионов километров».

«Это самое раннее из возможных обнаружений магнитного поля, сформировавшегося после взрыва сверхновой», — рассказывает доктор Джованна Занардо.

Генслер — директор Института астрономии и астрофизики им. Данлэпа при Торонтском университете, а также соавтор доклада, опубликованного 29 июня в журнале The Astrophysical Journal, в котором и было объявлено об открытии. Ведущий автор, Занардо, и соавтор профессор Листер Стейвли-Смит работают в отделении Международного центра радиоастрономических исследований при Университете Западной Австралии.

В феврале 1987 года SN 1987A обнаружил астроном Йен Шелтон из Торонтского университета в тогдашней Южной обсерватории Торонтского университета в Северном Чили. Она расположена в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике — компаньоне Млечного Пути, на расстоянии 168 тысяч световых лет от Земли.

В течение 30 лет с момента взрыва сверхновой выброшенный взрывом материал, а также ударная волна звездной агонии разлетались в стороны через газ и пыль, окружавшие звезду до ее взрыва. Сегодня, когда мы смотрим на остатки, мы видим, что разлетающиеся остатки и ударная волна зажгли их.

Используя АТКА — Австралийский компактный массив радиотелескопов, — Генслер и его коллеги наблюдали за магнитным полем, изучая радиацию, исходящую от объекта. Проанализировав свойства излучения, им удалось обнаружить магнитное поле.

Карта остатков <em>SN 1987A</em>, на которой короткие оранжевые линии показывают направление магнитного поля / <em>Giovanna Zanardo</em>

Карта остатков SN 1987A, на которой короткие оранжевые линии показывают направление магнитного поля / Giovanna Zanardo

«Изображение показывает, как бы это выглядело, если бы вы разбросали железные опилки по расширяющемуся облаку осколков в 170 тысячах световых лет от нас», — объясняет профессор.

Ученые выяснили, что остатки магнитного поля нехаотичны и, напротив, показывают некоторую степень порядка. Астрономы знали, что при старении остатков сверхновой их магнитные поля растягиваются и выстраиваются в упорядоченные структуры. Наблюдения команды показали, что остатки сверхновой могут привести в порядок магнитное поле в относительно короткий срок — за 30 лет.

Линии магнитного поля Земли движутся на север и юг, заставляя стрелку компаса указывать на полюса. Для сравнения: магнитные линии SN 1987А похожи на велосипедные спицы, исходящие из центра колеса к шине.

«В таком раннем возрасте, — говорит Занардо, — все в звездных остатках движется и изменяется невероятно быстро, но магнитное поле выглядит хорошо распределенным по направлению к внешнему краю оболочки».

Генслер и его коллеги продолжат наблюдать за постоянно изменяющимися остатками.

«В процессе расширения и развития остатков мы сможем наблюдать за формой магнитного поля, что поможет понять, как оно изменяется, когда ударная волна и обломки врезаются в новый материал», — говорит он.