В 100 миллионах световых лет от Земли взрывается необычная сверхновая

4.8

Американские ученые зафиксировали взрыв уникальной сверхновой. Она намного ярче звезд подобного класса и увеличивает свою яркость очень медленно.

В 100 миллионах световых лет от Земли взрывается необычная сверхновая / ©www.fonstola.ru

Исследование опубликовано в Astrophysical Journal. Сверхновая под названием LSQ14fmg находится в 100 миллионах световых лет от нашей планеты и была обнаружена учеными из Университета штата Флорида (США). Ее отнесли к так называемому типу Ia.

Звезды проходят определенный жизненный цикл, и данный тип звезд — результат взрыва белого карлика. Эти взрывы настолько мощные, что формируют эволюцию галактик, и настолько яркие, что мы можем видеть их с Земли, даже если они находятся за 100 миллионов световых лет от нас.

Характеристики открытой сверхновой — то, что ее яркость нарастет очень медленно, а также то, что она одна из самых ярких в своем классе и не похожа ни на какие другие. Звезду открыли при помощи телескопов, находящихся в Южной Америке и Европе. Ученым удалось установить, что сверхновая заставила окружающий ее космический материал испускать сильное излучение: это указывает на радиоактивный распад никеля и образование окиси углерода.

Снимок планетарной туманности «Голубой снежок», сделанный обсерваторией Университета штата Флорида. Сверхновая LSQ14fmg взорвалась в системе, похожей на эту – при потере большого количества массы у центральной звезды. Когда потеря массы внезапно прекратилась, вокруг звезды образовалось кольцо из звездного материала / ©Eric Hsiao

Ученые предполагают, что увидели взрыв звезды так называемой асимптотической ветви гигантов (AGB, период звездной эволюции, через который проходят все звезды средней и малой массы в конце своего жизненного пути), превращающихся в планетарную туманность.

По мнению астрономов, взрыв произошел от слияния ядра гиганта AGB и белого карлика, который вращался вокруг него. Главная звезда теряла довольно много массы вследствие звездного ветра, но потом потеря массы неожиданно остановилась и из звездного вещества образовалось кольцо, которое нередко наблюдают в планетарных туманностях. В результате столкновения ударной волны от сверхновой с кольцом яркость стала медленно нарастать.

Таким образом, ученые впервые получили убедительное доказательство того, что сверхновая типа Ia может взорваться в системе звезд-гигантов, находящихся на пути превращения в планетарные туманности. А это важный шаг для понимания происхождения сверхновых такого типа — до этого ученые мало знали о них, за исключением того, что они являются результатом взрыва белых карликов. Исследование этих объектов также поможет улучшить понимание природы темной материи, ведь сверхновые Ia — важный инструмент для ее изучения.