Далекая нейтронная звезда поможет разгадать тайну сверхновой — Naked Science
31.05.2018

Далекая нейтронная звезда поможет разгадать тайну сверхновой

Посреди остатков взорвавшейся сверхновой ученые обнаружили нейтронную звезду, хранящую в себе не одну тайну.

adding_a_new_dimension_to_an_old_explosion-_officially_known_as_1e0102

Порой чудеса Вселенной похожи на туманность Муравей: гигантские радужные узоры, расплескавшиеся по просторам пустоты. Но зачастую они не так заметны — подобно одинокой нейтронной звезде, обнаруженной примерно в 200 тысячах световых лет от Земли.

Она находится среди остатков сверхновой и является первой подобной звездой, обнаруженной за пределами Млечного Пути. Объект обладает некоторыми странными свойствами, которые астрономы пытаются объяснить.

Нейтронные звезды необычны уже по своей природе. Вот как их описывает NASA:

«Когда ядро массивной звезды проходит стадию гравитационного коллапса в конце жизни, протоны и электроны буквально скручиваются вместе, оставляя за собой одно из наиболее удивительных чудес в природе — нейтронную звезду. Нейтронные звезды сжимают размеры примерно от 1,3 до 2,5 солнечной массы в сферы размером с город и диаметром около 20 километров. Материя сжимается так плотно, что ее кусочек размером с сахарный кубик весил бы около одного миллиарда тонн — примерно столько весит гора Эверест».

Нейтронная звезда 1E 0102.2-7219 посреди остатков сверхновой в рентгеновском спектре / NASA

Такая нейтронная звезда, найденная среди остатков сверхновой и получившая название 1E 0102.2-7219, уникальна тем, что у нее нет звезды-компаньона (которые считаются типичными для нейтронных звезд) и магнитного поля.

Несмотря на то что сверхновая взорвалась уже достаточно давно, взрывная волна (состоящая из рентгеновского излучения) до сих пор расширяется, оставляя за собой небольшое кольцо газа. А в середине всего этого беспорядка — нейтронная звезда, самостоятельно испускающая рентгеновские сигналы. Пока что астрономы обнаружили только десять таких нейтронных звезд.

Еще больше вопросов вызывает ее расположение. Звезда находится не точно в середине кругов, создаваемых газом и взрывными волнами. Это ставит перед учеными еще один вопрос: что же ее так сместило? Будем надеяться, что вскоре исследователи расскажут нам больше об этом межзвездном отшельнике и его таинственном прошлом.

В отличие от множества прошлых «людей года», шведская экоактивистка искренне верит в то, что говорит, и столь же искренне желает планете добра. Тем не менее редакция Time может быть кое в чем неправа и в этот раз. Расскажем о ситуации подробнее.