Обнаружена сверхновая нового типа — Naked Science
Мария Кривоченко

Обнаружена сверхновая нового типа

3.2

Международная группа астрономов увидела первый пример сверхновой нового типа. Это открытие подтверждает предположение, сделанное астрономом Кенити Номото из Токийского университета в 1980 году.

Сверхновая 2018zd, отмечена белым, находится на окраине галактики NGC2146 / ©Джозеф Депаскуале, STScI

Подробности наблюдения опубликованы в журнале Nature Astronomy. 2018zd обнаружили в созвездии Жирафа в 2018 году, примерно через три часа после взрыва. Она находится относительно близко к Земле — на расстоянии около 31 миллиона световых лет в галактике NGC2146.

Поначалу исследователи предположили, что объект относится к сверхновым второго типа. Но на архивных снимках, сделанных телескопами «Хаббл» и «Спитцер» видна звезда-предшественник. Ее яркость и масса оказались гораздо меньше, чем у других тел, порождающих сверхновые второго типа.

Команда из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и обсерватории Лас-Камбрес собирала данные об объекте в течение следующих двух лет. А ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе провели спектральный анализ через два года после взрыва. Результат показал, что 2018zd принадлежит к новому типу — электронно-захватной сверхновой.

Кроме того, оказалось, что небесное тело подходит под шесть критериев, которые ученые определили для сверхновых этого типа еще в 1980 году. У нее, очевидно, была звезда-прародительница типа Суперсимптотической гигантской ветви (SAGB). А также наблюдались сильная потеря массы до становления сверхновой, необычный звездный химический спектр, слабый взрыв, небольшая радиоактивность и богатое нейтронами ядро.

Новые открытия также проливают свет на некоторые тайны SN 1054. В 1054 году в Млечном Пути появилась сверхновая. Согласно китайским записям, взрыв можно было видеть днем в течение 23 дней, а ночью — почти два года. Ранее она считалась лучшим кандидатом на звание электронно-захватной сверхновой. Но это было трудно определить, поскольку взрыв произошел слишком давно. Новые результаты показывают, что сверхновая, породившая Крабовидную туманность, тоже могла относиться к новому типу.

«Я очень рад, что, наконец, открыта сверхновая, которую мы с коллегами предсказали 40 лет назад. К тому же она в некотором роде связана с Крабовидной туманностью. Это замечательный случай сочетания наблюдений и теории», — подытожил Кенити Номото, также участвовавший в исследовании.