• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.09.2021
Александр Березин
44
21 841

Возрождение мамонтов не нужно: России лучше снова стать родиной слонов

5.9

Некоторые экологи давно говорят, что возрождение мамонта было бы полезно северным регионам России. Эти животные, мол, смогли бы затормозить глобальное потепление и воссоздать высокопродуктивные тундростепи. Однако есть иная точка зрения: для тундры и тундростепей в ближайшую сотню лет просто не останется места, и никакие мамонты этого не поправят. Экосистемам, которые придут на север России, скорее пригодились бы слоны — но совсем другие. Речь идет о существах вдвое массивнее тираннозавров. Вот только готовы ли люди к таким новым соседям?

Мамонты в тундростепи. Увидят ли люди такую картину еще раз? И нужно ли нам ее ее видеть, в условиях современной Земли? / ©Wikimedia Commons

Мамонты известны нам едва ли не лучше, чем любые другие древние виды животных. Они частые герои в мультфильмах, муляжи и чучела этих животных есть в очень многих музеях. И всё из-за их очень высокой сохранности в вечной мерзлоте, позволившей исследователям точно воссоздать их симпатично-мохнатый облик. Это шеститонный — как современный африканский слон — зверь с закрученными бивнями, шерстью, маленькими ушами и анальной складкой (специфические черты, защищающие от морозов с ветрами). 

Российский эколог Сергей Зимов, создатель «Плейстоценового парка» в Якутии, уже не первый десяток лет отмечает, что мамонтов неплохо бы вернуть в северную Евразию, чтобы добиться большего разнообразия фауны. Сейчас к северу от тайги до Северного Ледовитого океана тянется тундра, покрытая ягельником (лишайником). Прирост его биомассы мал, и в отличие от высших растений ягельник практически лишен белков. Такая растительность не может поддержать экосистему с большим количеством видов: даже северные олени переходят на ягельник, только когда у них нет другой еды. 

Крупные млекопитающие своими копытами эффективно уничтожают ягельник. Это позволяет прорасти травам, в которых больше белков и микроэлементов. А еще травы активнее используют вещества из почвы, и там, где они растут, общая биопродуктивность куда выше, чем там, где лежит тундра современного типа. Например, остров Врангеля, где возродили овцебыков (весом до 650 килограмм), покрыт не ягельниковм, а в основном травами. Это делает его в чем-то похожим на тундростепь, покрывавшую основную часть Евразии в последний ледниковый период. 

Ягельник в тайге. Плотный покров не дает семенам сложных растений попасть в почву. Сходно ситуация складывается и в тундре / ©Wikimedia Commons

Этим соображения Зимов подкрепляет модными сегодня идеями о борьбе с глобальным потеплением. Он отмечает (и за ним это повторяет ряд ученых): вечная мерзлота тундры и тайги накопили огромное количество углеродосодержащих материалов, остатки древних организмов. Пока что они заморожены, то есть остаются вырванными из биологического круговорота. Как только мерзлота растает, бактерии разложат мертвую органику, высвободив миллиарды тонн углекислого газа и метана в атмосферу.  

Это, в свою очередь, подстегнет глобальное потепление. А чем теплее станет на планете, тем меньше там будет вечной мерзлоты, ведь она начнет таять во все более высоких широтах. Насчет последствий оттаивания грунта Зимов прав: хорошо известно, что всего 2-3 миллиона лет назад на Новосибирских островах росли широколиственные леса, а вечная мерзлота в северном полушарии была довольно редким явлением. 

Бой самцов мамонтов в представлении художника / ©Dotted Yeti, Shutterstock

Логика Зимова в том, что мамонты не дадут заместить тундру тайгой. А без тайги поверхность северной Евразии будет отражать больше солнечного излучения в космос. Ведь степные ландшафты отражают куда больше солнечного излучения, чем более темная тайга. К тому же, он считает, что мамонты и иные крупные травоядные смогут нарушить снежный покров зимой: разрывая снег, они позволят северным морозам зимой лучше промораживать почву.

Казнить нельзя клонировать

В современном научпопе часто принято отчитываться о невиданных успехах в самых новых отраслях, но редко говорят о явных неудачах. Поэтому у многих создается впечатление, что раз уж ученые четверть века назад воссоздали овечку Долли, то уж в наши дни клонировать мамонта из найденных в вечной мерзлоте образцов будет довольно легко. Другие энтузиасты вспоминают, что уже полтора десятка лет как ученые умеют «печатать» ДНК и затем вставлять ее в живую клетку, откуда удалена ее собственная ДНК. Такой организм с полностью синтетической ДНК впервые был создан в 2010 году — и называется Mycoplasma laboratorium (Микоплазма лабораторная). 

Останки мамонта, найденные в вечной мерзлоте / ©Wikimedia Commons

Американский стартап Colossal в сотрудничестве с крупным генетиком из Гарварда, утверждает, что может поступить даже проще. Поскольку ДНК мамонта и азиатского слона — от которого когда-то и произошли мамонты — не совпадает на 0,4%, то Colossal планирует просто сделать в ДНК слона недостающие вставки с помощью технологии CRISPR-Cas9. Вставки будут скопированы с фрагментов ДНК «мерзлотных» мамонтов, благо там сохранились практически все гены.Звучит логично и даже трогательно.  

«Никогда раньше человечество не могло использовать всю мощь такой технологии, чтобы воссоздать экосистему, вылечить нашу Землю и сохранить наше будущее посредством восстановления численности вымерших животных», — говорит Бен Ламм (Ben Lamm), глава Colossal. 

Но, кажется, он ошибается. Человечество и сейчас не может в полной мере использовать, воссоздать и вылечить. (Даже оставив в стороне о том, насколько воссоздание произвольно выбранного вида из прошлого можно оценивать как «излечение»).

Дело в том, что клонирование и редактирование ДНК в реальной жизни не очень похожи на яркую картинку из научно-популярной прессы.  

Клонирование в этом смысле – технология ограниченной полезности. Дело не в том, что овечка Долли умерла чуть раньше ожидаемого срока: дело в том, что у клонируемых существ вообще заметные проблемы с жизнеспособностью. Половое размножение — в противовес бесполому — появилось потому, что оно  эффективнее бесполого. И речь не только о том, что худшие самцы и самки реже размножаются, но и в том, что оплодотворение при половом размножении буквально «исправляет ошибки природы».  

Во время мейоза (деление ядра эукариотической клетки) происходит процесс разрезания ДНК на части с последующим ее «ремонтом». Организмы, в норме размножающиеся половым путем, при переходе на клонирование будут накапливать больше ошибок в ДНК. В итоге при клонировании выше вероятность потери беременности «суррогатной матерью», и выше общая вероятность потери плода. К чему это ведет? При попытке восстановить клонированием недавно вымерший в Испании вид горного козла опытный экземпляр умер вскоре после родов из-за врожденного дефекта легких. 

А вот с мамонтом клонирование вряд ли получится даже начать. Человеческие замороженные клетки в норме теряют жизнеспособность через считаные десятки лет. Мамонты вымерли 3700 лет назад (тогда на острове Врангеля погибли последние), всего через тысячу лет после эпохи пирамид. Сомнительно, что клетки сложных существ могут быть пригодны для клонирования, пролежав тысячи лет в земле. 

©Wikimedia Commons

Может быть, выручит синтез их ДНК? Тоже нет. После гибели животного его ДНК через какое-то время распадается на множество фрагментов. В каждой  ДНК млекопитающих (как наших, так и мамонтов) примерно три миллиарда “элементов”, и если ее вытянуть в одну цепочку, то ее длина составила бы пару метров. Что будет, если вам надо восстановить точную последовательность цепочки из трех миллиардов звеньев, но перед этим цепочку порвали на мелкие куски? 

Лав Дален из Шведского музея естественной истории отмечает:

«Все результаты изучения ДНК мамонтов показывают, что они рассыпались на десятки миллионов фрагментов. И нет никакой возможности собрать их обратно [в правильном порядке]».  

Как же биологи создали ту самую Микоплазму лабораторную, организм с полностью синтетической ДНК? А очень просто: они выстраивали напечатанные специальным устройством компоненты синтетической ДНК, ориентируясь на имеющиеся образцы «живой» ДНК обычной, «нелабораторной» микоплазмы. Но ни у кого на планете нет целой ДНК мамонта — и никогда не будет. 

Собрать такую ДНК в правильном порядке случайно практически невозможно. Представьте, что у вас есть паззл из трех миллиардов частей, да еще и трехмерный. Причем даже единственная ошибка при его сборке может привести к гибели «собираемого» существа. Вероятность успеха  — чисто теоретическая.

Так что компания Colossal, как и ее предшественники это либо мечтатели, либо те, кто пытаются «срубить хайп». Предлагаемый ими путь, скорее всего, не годится Таким путем нельзя восстановить настоящего мамонта. Даже если ограничиться вставками «мамонтовых» генов в геном современного азиатского слона, то мы не знаем, куда именно их надо вставить, чтобы итоговая ДНК дала нам слона с «мамонтовыми» чертами — а не с врожденными уродствами из-за неправильно собранной ДНК. 

Шерсть некоторых мамонтов была довольно темной, в то время как у других находок — относительно светлой / ©Wikimedia Commons

Лав Дален продолжает: этот путь «очень сложен, если не невозможен». Во-первых, не все фрагменты ДНК мамонта еще найдены. Нынешняя предположительно полная расшифровка основана на использовании как образца последовательности генов современного слона. «Если мамонт-специфичные гены существовали и они важны для восстановления этого вида, «воскресить» его [вставками ДНК] не получится», — предупреждает исследователь. Скажем честно: крайне сомнительно, что таких генов, которые были у мамонтов, но которых нет у слонов, действительно не было.  Скорее всего специфичные только для мамонтов гены действительно существовали.

Есть и еще одна проблема: подсаживание «синтетического» эмбриона в матку современной слонихи-суррогатной матери может кончиться выкидышем, потому что их разделяют миллионы лет эволюции, но такой риск нельзя оценить даже с приблизительной точностью. 

Допустим на минуту, что Colossal невероятно повезло, и мамонта все же восстановят. Что будет тогда — сразу хэппи-энд, или начало бесконечных проблем? 

Искусственный мамонт в искусственной среде

Ключевой вопрос: где должен жить возрожденный зверь? Тундростепи в современном мире нет. Тундростепь ледникового периода существовала потому, что тогдашний мир  отличался от современного. На планете было очень холодно, а из холодных морей слабо испаряется вода. Соответственно, дождей было очень мало. Поэтому в зонах с серьезной инсоляцией — типа современного Волгограда — было очень мало осадков, 150-300 миллиметров в год. Что еще важнее, углекислого газа в воздухе было всего 180 частей на миллион (а сейчас — 410). Из экспериментов известно, что растения с С3-фотосинтезом испытывают проблемы с выживанием уже при 150 частях СО2 на миллион. При 180 они еще выживают, но уже с большим трудом. Именно такой С3-фотосинтез используют деревья — поэтому континентальная Евразия ледникового периода была практически безлесной. 

Не защищенную лесом почву солнечные лучи эффективно прогревали летом, способствуя сезонному отступлению вечной мерзлоты в глубину. Сегодня ровно те же эффекты видны в северной тайге после пожара, прореживающего высокие деревья: когда мало тени крон, мерзлота летом сильно протаивает, делая доступным для корней до метра почвы и более. Без пожаров в северной тайге растениям доступно 5-30 сантиметров почвы. 

Что будет, если мы выпустим мамонта в современную тундру? Ягельником он сыт не будет, это достаточно очевидно (там почти нет белков, да и биопродуктивность по массе у него мала). Долгие годы мамонтов придется подкармливать травами. Потом они вытопчут ягельник до земли, и наконец начнут прорастать травы. Вот только на севере России после уничтожения ягельника любит прорастать еще один тип растений: деревья. Уже с начала XVIII века на Таймыре появился первый лес, а сейчас полуостров осваивается лиственницей и в других местах. Из палеонтологической летописи известно, что всего 4-9 тысяч лет назад тундры в границах современной России практически не было, а тайга выходила к Северному океану.  

Почему? Потому что леса неизбежно выигрывают у трав везде, где условиях жизни растений достаточно благоприятны. Трава может доминировать над деревьями только там, где так плохо, что деревьям не выжить. Например,там, где слишком мало воды, или слишком холодно. Именно «так плохо» и было в тундростепи прошлого. 

Мамонтовая тундростепь в последнем ледниковом максимуме простиралась от Франции до Китая, хотя посередине в нее и вклинивались огромные пустыни, типичные для мира ледниковой эпохи / ©Wikimedia Commons

В ледниковый период «бедный» на СО2 воздух заставлял растения сильнее приоткрывать устьица листьев и терять больше воды. То есть все они были куда более требовательны к ней. При 150-300 миллиметрах осадков в тундростепи было трудно выжить даже отдельным лиственницам — поэтому травы и доминировали. В межледниковье тундростепь начинала сменяться лесом, но затем новый ледниковый период возвращал ее обратно. 

Но сейчас потепление обещает быть куда более сильным, чем в прошлые межледниковья. Климат, скорее всего, вернется к миоцену — на миллионы лет назад. В миоцене никакой тундростепи не было, и никаких мамонтов тоже не было: планета была теплой, СО2 в воздухе было много, растения требовали меньше воды и получали больше тепла. Естественно, что в таких условиях тундра будет сменяться лесом, а не превращаться в травяную тундростепь. 

Что будет есть мамонт в лесу? Здесь следует напомнить, что крупные травоядные не большие любители хвойных деревьев. У них довольно специфические листья (иголки), много смол в составе, и так далее. Слоны могут есть небольшие хвойные деревья (в зоопарках такое случается), но они все равно не станут их основной пищей. 

Старший научный сотрудник Лаборатории млекопитающих Палеонтологического института имени Борисяка РАН Евгений Мащенко подчеркивает: «В современной тайге крупные млекопитающие тоже живут не везде. Лоси, олени предпочитают опушки, где есть подрост из лиственных растений — ольха, ива. Ими в основном они и питаются». 

Что же будет есть мамонт, если даже к современным крупным млекопитающим северная тайга не слишком щедра? Траву будут эффективно глушить лиственницы, уже начавшие повторное покорение тундры, которой они владели несколько тысяч лет назад. Но лиственницами мамонты сыты не будут. Ими, в заметных объемах, не питается ни одно крупное млекопитающее. 

Зоны, пригодные для обитания мамонтов в разные эпохи, по оценкам ученых. «Kyr BP» значит «тысячи лет назад». Красным показаны наиболее подходящие зоны, чем ближе к зеленому, тем меньше территория климатически и экологически подходит для мамонта. Черными точками отмечены находки мамонтов соответствующей древности. Черными линиями показаны зоны обитания человека (он жил к югу от этих линий) / ©David Nogués-

Конечно, люди-то могут поправить дело. Лиственницы можно вырубать — вручную — это даст травам расти в условиях вытоптанного мамонтами ягельника. Но это тогда не дикая природа, а тщательно окультуренный заповедник. 

Напомним: из наблюдения за слонами известно, что они кочуют на очень большие расстояния и не живут в одном месте подолгу. Это значит, что мамонты не смогут вытоптать подрастающие лиственницы ногами. То есть, без вмешательства человека тундростепь просто станет тайгой — как это уже было 4-9 тысяч лет назад. О каком возвращении экосистем прошлого можно говорить, если мамонтовые ландшафты при современном «богатым» СО2 воздухом придется не только возвращать, но и поддерживать вручную?  

Именно поэтому Евгений Мащенко на вопрос «подошел бы «Плейстоценовый парк» [Зимова] мамонту» и заключает:  

«Нет, некуда мамонту возвращаться. Не существует тех экосистем, в которых мамонт существовал. Отдельные элементы таких экосистем есть в центральной Якутии, на Аляске и в некоторых участках арктической Канады. То есть это будет животное, которое нужно будет кормить, поить».

Такой проект не имеет отношения к тому, чтобы «воссоздать экосистему, вылечить нашу Землю и сохранить наше будущее посредством восстановления численности вымерших животных». Он имеет отношение только к «рекреационному» сельскому хозяйству: возрождению вида только для того, чтобы он жил как туристическая достопримечательность. Сам по себе мамонт в климате 2100 года не будет жизнеспособен почти нигде. 

Можно загнать его на небольшой остров, типа острова Врангеля. Мигрировать там некуда, и вытаптыванием мамонты не дадут лесам вновь захватить остров. Но беда в том, что и это не будет для них естественной средой обитания. Известно, что оказавшись на острове Врангеля в прошлый раз, мамонты превратились в карликов (не больше двух метров высотой), а площадь острова привела к малой численности популяции и вынужденному близкородственному скрещиванию и вырождению. 

Стоп, у нас замена: слон вместо мамонта! 

Подчеркнем: само по себе повторное внедрение слонов в нашей стране очень даже может иметь смысл. Как уже писал Naked Science, крупные травоядные в экосистеме играют огромную роль, над которой никто особо не задумывается: поддерживают почвы в нормальном состоянии. 

Фосфор и ряд других микроэлементов выходят на поверхность с горными породами далеко не везде. Там, где есть выходы фосфорсодержащих пород, вода разносит их докуда может, но – может не везде. Чтобы донести фосфор до других мест, нужны крупные животные. Они съедают растения в фосфороизбыточных местах, затем идут в другую сторону и своими фекалиями обогащают почву фосфородефицитных мест. Слоны в Африке — один из важнейших естественных «фосфорных рециркуляторов». Из-за особо дальних миграций они успешнее других животных могут распределять фосфор там, где он нужен. 

Что бывает в экосистемах, где крупных травоядных подолгу нет, хорошо видно на примере Австралии. До прихода туда человека большие местные травоядные распределяли фосфор нормально. Позже они были истреблены, и десятки тысяч лет фосфор не распределялся с нужной интенсивностью. В итоге местные почвы — самые бедные фосфором в мире. Австралийские фермеры без фосфорных удобрений не могут получить нормальный урожай, а среди «первозданной местной флоры» доминируют те виды, что до прихода человека вовсе не были доминирующими — зато они лучше других переносят острый дефицит фосфора. 

Раньше север Евразии имел немало крупных травоядных, которых сейчас нет. Без них местные леса рано или поздно столкнутся с австралийским сценарием острого дефицита фосфора. И крупные травоядные им бы очень пригодились!

Мамонтов нам не возродить  —  жаль, конечно. Но есть альтернатива, позволяющая решить «фосфорную проблему» : азиатский или даже африканский слон. Определенно, в России холоднее, чем на родине этих животных. Но дело в том, что крупные млекопитающие вообще переносят холод легче жары.  

Из опыта содержания слонов и львов в зоопарках с открытыми площадками известно, что при постепенной адаптации к холоду они и сами могут выходить на холодный и морозный воздух. Конечно, у них нет шерсти мамонтов, но она сегодня и не так нужна: тундростепь ледникового периода была исключительно ветреным и пыльным местом. Сегодня ветра сходной силы регулярно бывают в Сибири разве что на побережье океана.  

Ничто не мешает попробовать постепенно акклиматизировать азиатских и/или африканских слонов сперва в крупных огороженных заповедниках на юге России, а затем, по мере их привыкания, перемещать все севернее, хотя бы до зоны южной тайги. Кто знает, быть может, со временем — и до северной? 

Слоны играют роль крупных инженеров экосистем не только тем, что разносят фосфор и другие полезные микроэлементы. Они еще и роют почву, чтобы добраться до подземной воды — и затем такие «колодцы» посещают другие крупные травоядные. Лошади Пржевальского из «Плейстоценового парка» тоже любят воду, но сами до нее достать часто не могут. То же самое относится к зубрам и бизонам. Определенно, внедрение слона в России привело бы к росту ее биоразнообразия. 

Тем более, что прямобивневый лесной слон (Palaeoloxodon antiquus) здесь у нас уже жил — многие сотни тысяч лет.Близкий к нему вид (иногда его считают подвидом европейского собрата), азиатский Palaeoloxodon namadicus достигал массы в 22 тонны. Оба они вполне процветали: именно эти виды прямобивневых слонов достигали роста выше пяти метров и массы в 15-22 тонны. На сегодня палеонтологи не знают более крупного наземного млекопитающего, чем былой прямобивневый слон, некогда типичный для Русской равнины. Он был в 2-3 раза массивнее самых крупных современных слонов или тираннозавров прошлого.  

Прямобивневый лесной слон в представлении художника. На практике эти существа были крупнее, чем кажется на картинке: до пяти метров и массой вдвое-втрое больше крупнейших слонов современности  / ©Wikimedia Commons

Причины былого процветания прямобивнего лесного слона понятны: он не мамонт. Palaeoloxodon antiquus явно был приспособлен к объеданию веток деревьев и их коры и не имел обязательной привязки к траве. В межледниковья широколиственные леса распространились по Евразии очень широко, давая обильную пищу лесным слонам севера. А климат конца нашего века, без каких-то глобальных проектов, скорее всего, будет климатом миоцена, на три и более градусов теплее нынешнего (на этом сходится большинство климатологов).  

Из палеонтологической летописи известно, что при таких температурах широколиственные леса доминируют даже на Новой Земле. Мамонт без перестройки биологии с трудом жил бы в них, а вот прямобивневому лесному слону такая экосистема — дом родной. Для него не придется вручную «менять ландшафт»: обычный слон и так неплохо приспособлен к проживанию в лесах и редколесьях. 

Но и тут есть проблема, и серьезная. В возрасте от 10 до 20 лет слоны-самцы впадают в состояние «муста» («муст» — от «пьяный» на фарси). В этот период, длиной в месяц, у самцов слона тестостерон поднимается до 140 раз от нормы, и они ревут. Течные самки-слонихи немедленно подают ответные сигналы и бегут на этот рев. А все остальные слоны, да и другие животные, в меру сил разбегаются во все стороны — слон в состоянии муста легко нападает на кого угодно, убивает и увечит носорогов, слонов-самцов и даже не желающих спариваться самок. Большинство убийств людей слонами — а их куда больше, чем число убийств людей волками или белыми акулами — приходится именно на муст. 

Небольшой африканский слон в состоянии муста атакует жирафа, тот пытается скрыться  / ©Wikimedia Commons

Надо понимать, что от переселения слонов в Россию их привычки вряд ли сильно изменятся. И кто захочет жить рядом со склонным к периодическим безумствам существом с массой небольшого диплодока? 

Конечно, и с мустом можно бороться, подселяя в группы старых самцов, которые каким-то (не очень понятным образом) образом подавляют «мустовое» поведение молодых слонов-самцов, удерживая их в рамках приличий. Но в дикой природе на каждое стадо старых самцов не напасешься. 

Все это значит, что реинтродукция слона (если вдруг все же соберемся) в современные высокие широты будет требовать большой осторожности и большого энтузиазма со стороны местного населения. Хватит ли у нас и того, и другого?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

3 часа назад
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

15 марта
Полина

Субтитры в видео на иностранном языке помогают понимать речь на слух, а не отвлекают, вопреки распространенному мнению. Таковы результаты исследования, которое провели специалисты из США.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

44 Комментариев

Нет, насколько я знаю, вы не правы! Не было сомкнутых лесов, были лесостепи с разным отношением леса и степи в зависимости от зоны. И мамонты в прошлые потепления не испытывали депрессии численности. Они были более многочислены в межледниковья, по оценкам! Слоны мешают даже джунглям. Благодаря им в африканских джунглях сохраняются большие поляны, что очень хорошо сказывается на видовом разнообразье. И мы не можем быть уверены, что даже это состояние - естественное. Человек использует огонь уже 1,5 миллиона лет, и как раз к тому времени относится - не поверете - вымирание многих видов в Африке. Хоботных там до этого было видов 10-12, павианы всякие гигантские, саблезубы опять же.
    Александр
    16.12.2021
    -
    1
    +
    "Нет, насколько я знаю, вы не правы! Не было сомкнутых лесов, были лесостепи с разным отношением леса и степи в зависимости от зоны." Сомкнутых лесов могло не быть в холодные периоды. В период микулинского мжеледниковья доминировали именно сомкнутые леса: https://www.researchgate.net/figure/Arboreal-pollen-percentages-a-indicate-forests-during-the-Eemian-and-interstadials-and_fig3_240424208 " the evidence from numerous Eemian deposits draws a very detailed and coherent picture about the plant succession during the Eemian reforestation on the European Plain (Turner 2000), which bears similarities to the recent Holocene and the penultimate interglacial, the Holsteinian, in terms of the dynamic sequence of the protocratic, mesocratic and teleocratic forest development phase during the interglacial cycle (Lang 1994)" https://www.researchgate.net/publication/341050234_The_last_interglacial_Eemian_lakeland_of_Neumark-Nord_Saxony-Anhalt_Germany_Sequencing_Neanderthal_occupations_assessing_subsistence_opportunities_and_prey_selection_based_on_estimations_of_ungulate_c Если у вас по ээмиану есть ссылки на работы или карты на базе научных работ с другими данными -- поделитесь ими, пожалуйста, потому что я их пока не видел. ". И мамонты в прошлые потепления не испытывали депрессии численности" Численность мамонтов нам на сегодня не ясна ни для какого периода. Но мамонты в прошлые потепления определенно испытывали сжатие ареала обитания: "Previous research employing back-casted climate models has proposed that habitat suitable for the woolly mammoth in Eurasia was severely reduced during the Eemian interglacial, restricting the mammoth's geographical range to a few northern areas [ " Слоны мешают даже джунглям. Благодаря им в африканских джунглях сохраняются большие поляны" Вероятно, вы представляете себе джунгли как подмосковный лес, только из тропических растений и плотнее. Это не совсем так. В реальных джунглях -- и латиноамериканских тоже -- между деревьями пройти в норме проще, чем в недавно заросших молодыми деревьями лесах средней полосы. Потому что у нас в лесах острый дефицит крупных травоядных, а в джунглях есть как минимум тапир. Между деревьями в норме есть расстояние, достаточное для прохода слона, тапира, человека. Я имел возможность наблюдать джунгли Нового Света, и озвучиваю то, что видел своими глазами. Кроны деревьев там сомкнутые -- как и в африканских джунглях -- но только потому, что размах крон крупных деревьев джунглей огромный. Одно крупное дерево может закрывать кроной сотни квадратных метров -- а внизу между двумя такими деревьями вполне может пройти слон (4-5 метров между деревьями там вполне обычная дистанция между ними, если это не небольшой остров, где нет травоядных). Как и в Новом Свете, где, к сожалению, слонов нет (но никак не потому, что они бы там испытывали проблемы с перемещением по джунглям).
    +
      ещё комментарии
      Мария
      17.12.2021
      -
      0
      +
      Насчет численности спорить не буду, источников не найду, давно читала. Но тем не менее, мамонты межледниковья переживали как-то. Но в африканских джунглях не просто просветы между деревьями, а именно поляны, большие. Обычно в местах выхода на поверхность глин каких-нибудь с минералами. И их поддерживают слоны.
        Александр
        17.12.2021
        -
        0
        +
        "Но тем не менее, мамонты межледниковья переживали как-то" Именно так же, как жили в Голоцене до 3900 лет назад в Евразии -- в небольших пятнышках на самом севере, куда леса не пришли потому, что там слишком холодно и сухо даже при серьезном потеплении. Выше, собственно, это и описано: "habitat suitable for the woolly mammoth in Eurasia was severely reduced during the Eemian interglacial, restricting the mammoth's geographical range to a few northern areas". "Но в африканских джунглях не просто просветы между деревьями, а именно поляны, большие. Обычно в местах выхода на поверхность глин каких-нибудь с минералами. И их поддерживают слоны." Не поделитесь ссылками на источники по этому вопросу?
В Африке слоны сдерживают наступление буша, превращают ландшафт в саванны. В тундре хоботные смогли бы сделать то же самое, особенно, если это будут полные сообщества, включающие лошадей, бизонов, овцебыков, оленей и т.д. и т.п.
    Александр
    16.12.2021
    -
    3
    +
    Опыт прошлых потеплений -- Микулинского межледниковья. например -- показывает, что ни мамонты, ни кто угодно еще не могут остановить превращение тундры в леса в период потепления. В той же Африке слоны живут и в джунглях, никак не мешая джунглям оставаться джунглями. Что-то остановить они могут только если тепла и влаги так мало, что вытаптыванием слонами что-то меняет. Но при серьезном потеплении это никак не может изменить ситуацию -- а текущее потепление не менее серьезное, чем 120 тысяч лет назад.
-
1
+
Мамонтов уже не возродить. Потому что если скрестить мамонта и слона это всё равно будет уже не мамонт
Asmite Qielee
18.09.2021
-
0
+
Кстати о мамонтах. "По их словам, вернув шерстистого мамонта, они смогут продемонстрировать всему миру возможности методики CRISPR. Выбор шерстистого мамонта не случаен, ведь его геном был полностью секвенирован ещё в 2015 году. Учёные заявляют, что им удастся реализовать задуманное уже через шесть лет."
-
1
+
"Логика Зимова в том, что мамонты не дадут заместить тундру тайгой. " Идея Зимова совсем иная - вернуть в тундру существующих на сегодня животных тундростепей (бизонов, лошадей, овцебыков, верблюдов, сайгаков). Он это отчасти сделал у себя в "плейстоценовом парке", и действительно в парке начали расти злаки, там где животные сожрали мхи и кустарники. https://a.radikal.ru/a33/2109/bb/7a3ab485725e.jpg https://a.radikal.ru/a29/2109/b9/93b880f90298.jpg
-
1
+
Статья ОЧЕНЬ интересная. В том числе и в аспекте предлагаемого типа "Россия - вновь станет родиной слонов". Все реально. Единственное - Mycoplasma laboratorium (Микоплазма лабораторная) здесь не в тему - не стоит путать манипуляции с примитивными микроорганизмами с проблемой бионаследования у многоклеточных - здесь всё на порядки сложнее... Что касается возможности клонирования мамонтов (и не только). Вот мой комментарий в публикации где обсуждается такого рода тема... : Ямал Ири : Бонобо и человек генетически на 98 % совпадают. Да ЗАБУДЬТЕ ЖЕ вы про эти "генетические различия", пустобрехи... Нет никаких различий в молекулярной структуре ХРОМОСОМНЫХ ДНК у ВСЕХ многоклеточных организмов!!! Точно также, как абсолютно одинаковы геномы ВСЕХ клеток того или иного вида организмов. Что - непривычно слышать? Да - такое утверждение биолога Е.Попова - это Нобелевская премия. Но я не претендую... Апосля того как её ныне налево и направо начали раздавать подчас ни за что... Ну пару-тройку раз - и за уворованные из моей книги 1991 года идейки ("За семью замками наследственности", М., Агропромиздат). Ну что делать, если пытаешься вразумить ту же г-жу Донник (вице-президент РАН, за агробиологию (!!!) отечественную отвечает...), а она твоё письмо за полгода прочитать не удосуживается прочесть... Хотя на курорты за это время пять раз сгоняла... Короче - дело не в генах, не в геномах, а в ЭПИНОМАХ - это детерминанты, УПРАВЛЯЮЩИЕ работой генов. Они - в клеточной плазме, окружающей ДНК . Физико-химический состав этих детерминант - ПРАКТИЧЕСКИ не изучен: это не нужно было генетике. Но именно различия в этих ЛИД - причина того, что бонобо и человек генетически не совпадают на 2%. Измините состав ЛИД - и человек превратится в шимпанзе, или, наоборот - шимпанзе - в человека. Измени ЛИД слона - и получите мамонта... Ну и т.п. Набирайте в Яндексе "Три кита эконики" и балдейте читая главу "Оживёт ли слоновая птица". А можно щас и новый мой опус полицезреть (тираж 500 экз уже есть в продаже) - наберите: Книга "От генетики к эконике" (в КАВЫЧКАХ пока!). В этой книге я исправил ошибочные вставки соавтора "Китов", оплатившего издание (идиотское утверждение, что нуклеосома есть элементарная единица наследственности и т.п. - "кто платить...").
    S.
    16.09.2021
    -
    2
    +
    « В том числе и в аспекте предлагаемого типа "Россия - вновь станет родиной слонов"» Интереснее аспект типа «Россия -вновь станет родиной Homo sapiens«
Александр, вы что - не опознали тролля? Будете ему отвечать - только порадуется, ...! А по существу - еще одна странность у всей этой затеи: в nytimes.com/2021/09/13/science/colossal-woolly-mammoth-DNA.html написали в конце статьи, что вместо суррогатных слоних "Черч решил создать искусственную матку мамонта, выстланную тканью матки, выращенной из стволовых клеток". С напоминанием про овечий эмбрион, которого месяц доращивали в полиэтиленовом пакете.
    Лев
    16.09.2021
    -
    -1
    +
    Нет, я -- Шрек... на березинскую и колупаевскую головы. Хотите, и вами займусь?..
    +
      ещё комментарии
      Иван
      16.09.2021
      -
      0
      +
      Да да никто не знал а ты Бэтмен 🤦‍♂️
        Лев
        16.09.2021
        -
        0
        +
        Привет, Иван! Рад тебя видеть под собой...
        Да да никто не знал а ты Бэтмен 🤦‍♂️
          Иван
          16.09.2021
          -
          0
          +
          Лева тебе ж о вечном пора задумываться, а не гейпорно осваивать ))
            Лев
            16.09.2021
            -
            0
            +
            Лева тебе ж о вечном пора задумываться, а не гейпорно осваивать )) --------Ваня, твоя глупость смешна, но со стороны... Ты со своими ассоциациями сильно напоминаешь персонажа анекдота, который проиграл викторину на лучшее знание женщин маленькой девочке. Там его рефреном спрашивали: -- А вы что ответили, товарищ?..
    Александр
    16.09.2021
    -
    2
    +
    Дело в том, что на данный момент искусственная матка -- это чистая теория. Развитие бластоцисты вне матки реального млекопитающего замирает буквально в течении пары недель, и дальше не идет. Овечий эмбрион, к слову, тогда тоже не закончился ярким успехом. Почему происходит замирание -- пока непонятно, одна из гипотез, что потому, что искусственная матка неподвижна, что ее нужно двигать, подобно движениям беременной матери, но толком пока эта гипотеза не проверена. Так что я даже не стал искусственную матку цеплять: на сегодня это слишком гипотетическая вещь, которой нет и в работоспособном проекте.
    +
      ещё комментарии
      Евгений
      17.09.2021
      -
      0
      +
      Алекс! "Развитие бластоцисты вне матки реального млекопитающего замирает буквально в течении пары недель," Всё дело в позиционной информации - вне матки её нет. А самое противное - мы не знаем. как эту ПИ моделировать в данном случае. Как и во всех других... Поэтому искусственно органы выращивать - это пока туфта. "Спасибо" генетике... - читай опусы кои я упоминал в своем комме... моя почта - [email protected] Подключайтесь к продвижению идей ЭКОНИЧЕСКОЙ эпигенетики! Новая наука, однако... будете одним из предтечь... Щас готовлю онлайн-конфекренцию по эконике на техбазе ЗакС Ленобласти - экокомиссия ЗакС ДАЛА ДОБРО!!! Профструктуры обладминистрации подключаются...
    Иван
    16.09.2021
    -
    0
    +
    вы что - не опознали тролля
    Вы абсолютно правы, но куда ж денешься от этих клоунов. Недельку не отвечал никоторому так оба изнылись, что их игнорируют )) только хуже стало. Так бесновались, что хоть на ресурс не заходи.
-
-2
+
Заметка -- чудо! Вот что бы ее не поберечь до 1 апреля?! Заодно несколько досадных грамматических неточностей можно было бы не спеша поправить...

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: