25.08.2021
10 258

4.5

Исследователь из США предположил, что снижение численности населения, которое ожидается к концу века после глобального роста, приведет к падению качества взаимодействий между людьми.

Рост численности населения может привести к снижению фертильности из-за социального стресса / ©Getty images

В прошлом году журнал The Lancet опубликовал статью, в которой предсказывалось заметное сокращение численности населения планеты после пика: он, как ожидают исследователи, произойдет к 2064-му. Снижение ожидают немаленькое: на 50 процентов к концу века. За последние полстолетия число сперматозоидов у человека уже упало наполовину.

Уникальная особенность такого снижения в том, что его вызовет не ограничение ресурсов или смертность: оно почти исключительно связано с низким уровнем рождаемости. То есть причины спада численности населения кроются в глобальных изменениях репродуктивных поведения и физиологии.

Сегодня изменения репродуктивного поведения в основном объясняются социальными науками в рамках гипотез демографического перехода, в то время как изменения репродуктивной физиологии обычно связывают с воздействием загрязнителей, нарушающих работу эндокринной системы.

Ученый из Школы общественного здравоохранения и медицинских наук Массачусетского университета (США) Александр Суворов опубликовал статью в журнале Endocrinology и предложил свою точку зрения на этот счет. «Рост численности населения способствует менее значимому социальному взаимодействию, социальной изоляции и хроническому стрессу, который впоследствии подавляет репродуктивную функцию», — считает исследователь.

Таким образом, сокращению численности населения способствуют в том числе изменение в поведении людей, появление все большего количества пар, которые хотят быть свободными от детей и жить для себя, а также тех, кто долго готовится и ждет, прежде чем завести семью. Большое число таких людей исследователь связывает со стрессом, вызванным снижением качества социального взаимодействия.