Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
25.08.2021
ПНИПУ

В Пермском Политехе нашли способ вернуть загрязненным почвам вторую жизнь

4.4

Ежегодно при разработке нефтегазовых скважин образуется множество отходов, в том числе, буровые шламы. Их объем растет, и это отрицательно влияет на окружающую среду. Ученые Пермского Политеха разработали технологию, которая позволит восстановить плодородие загрязненных земель. Они выяснили, что грунт из бурового шлама, торфа и органо-минеральных компонентов успешно восстанавливает биологическую активность почв.

В Пермском Политехе нашли способ вернуть загрязненным почвам вторую жизнь / ©Getty images

Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Теоретическая и прикладная экология». Исследования проведены при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках проекта «Разработка научных основ экологически чистых и природоподобных технологий и рационального природопользования в области добычи и переработки углеводородного сырья». Технологию разработали по инициативе одного из нефтедобывающих предприятий Пермского края в сотрудничестве с НОЦ мирового уровня «Рациональное недропользование».

«Кроме шламов, буровые отходы включают в себя загрязненные нефтью почвы, грунты и сточные воды. Шламы состоят из частиц выбуренной породы, подземных вод, нефти, ее продуктов и буровых растворов. Но из вредных для окружающей среды отходов можно получать техногрунты для рекультивации загрязненных земель.

Мицелий микроскопических грибов / ©Пресс-служба ПНИПУ

Перед использованием нужно проверить их безопасность для территории. Для этого изучают химический состав и биологическую активность грунтов», – рассказывает доцент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха, научный сотрудник Лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий, кандидат технических наук Эльвира Сакаева.

Мицелий микроскопических грибов / ©Пресс-служба ПНИПУ

Пермские ученые получили техногрунт из буровых шламов с добавлением торфа и органо-минеральных компонентов. Сейчас технология проходит государственную экологическую экспертизу. Исследователи изучили биологическую активность грунта: они оценили качественный и количественный состав микробного сообщества и проверили содержание ферментов.

Бактерии р. Bacillus / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Ферменты играют важную роль в почвенных процессах, они запускают различные реакции и очень чувствительны к природным и антропогенным изменениям. Поэтому ферментативная активность становится показателем загрязнения или плодородия почвы», – поясняет эколог.

Ученые изучили активность микробного сообщества буровых шламов, техногрунтов, торфа и дерново-подзолистой почвы. Они выяснили, что высокие концентрации нефтепродуктов и хлоридов подавляют живые организмы и ферментативную активность. Но грунт пермской рецептуры позволяет снизить концентрацию загрязняющих веществ и обеспечить разнообразие микроорганизмов.

Экологи уже испытали разработку на буровых площадках Западной Сибири и выяснили, что техногрунт не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Его можно использовать для технической и биологической рекультивации загрязненных почв. По мнению экологов, технологию можно внедрить на предприятиях нефтегазовой отрасли.

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.

Это случилось из-за стечения обстоятельств – в том числе европейских усилий по борьбе с глобальным потеплением. Пока остается неясным, окажется ли такая ситуация устойчивой.