Ученые впервые реконструировали клоаку динозавра — Naked Science

Ученые впервые реконструировали клоаку динозавра

4.9

Группа ученых во главе с Бристольским университетом впервые изучила и реконструировала ректальное отверстие нептичьего динозавра, относящегося к пситтакозаврам. Исследование проливает свет на брачные игры динозавров.

Реконструкция пситтакозаров, показывающая, как ректальное отверстие могло использоваться для передачи сигналов во время ухаживания / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Current Biology. Сегодня ученым многое известно о внешнем виде динозавров, есть данные даже об их цвете, перьях и чешуе. Тем не менее наука до сих пор имела весьма туманные сведения о том, как выглядела клоака этих существ. Вопрос далеко не праздный, ведь это отверстие и пигментация вокруг него у животных могут, например, выполнять сигнальную функцию для привлечения сексуального партнера, как у современных павианов.

Для изучения этого органа ученые во главе с Бристольским университетом (Великобритания) взяли в качестве образца окаменелость небольшого динозавра — пситтакозавра (Psittacosaurus), который жил в раннем меловом периоде и по размерам мог сравниться с собакой. Ранее окаменелость была выставлена в Зенкенбергском музее в Германии — ее уникальность в том, что она сохранила хорошо различимый отпечаток кожи динозавра и цветные узоры на ней.

Чтобы понять, как выглядело ректальное отверстие пситтакозавра, авторы статьи сравнили его с внешним видом клоак современных животных, в том числе родственных динозаврам крокодилов. Прежде всего исследователи выяснили, что ректальное отверстие выглядит по-разному и у ныне живущих четвероногих, а в большинстве случаев оно, увы, мало что говорит об их половой принадлежности.

Реконструкция клоаки пситтакозавра / ©phys.org

Ученым удалось реконструировать искомое отверстие пситтакозавра: в результате выяснилось, что оно напоминает клоаку современных аллигаторов и крокодилов. Внешние края отверстия оказались сильно пигментированными. По мнению палеонтологов, это говорит о том, что клоака выполняла функцию определенных сигналов для противоположного пола.

Кроме того, исследователи предположили, что в этих пигментированных частях, по обе стороны отверстия, находились мускусные железы (они есть у крокодилов), которые также предназначались для привлечения сексуальных партнеров. Таким образом, работа проливает свет на брачные игры динозавров.