05.11.2020
3 656

Сухопутные динозавры оказались мореплавателями

4.4

Международная группа ученых изучила останки утконосого динозавра, обнаруженного в Африке, и пришла к выводу, что он приплыл туда через океан.

Утконосые динозавры / ©www.eurekalert.org

Исследование опубликовано в журнале Cretaceous Research. Случаи того, как сухопутные животные пересекали океаны, известны, но они достаточно редки. Ведь вероятность того, что не морское животное переплывет океан на каком-то естественном плоту вроде бревна, очень мала, хотя это и реально: за миллионы лет истории жизни на Земле подобных случаев может накопиться достаточно. Именно так, преодолевая океанские волны, многие сухопутные живые существа с одного континента могли перемещаться на другой, заселяя его. Например, лемуры или бегемоты на Мадагаскаре.

Именно такой случай произошел с новым видом динозавра, останки которого нашли в Марокко. Животное принадлежало семейству утконосых (Hadrosauridae Lambeosaurinae) растительноядных динозавров и жило в конце мелового периода, около 66 миллионов лет назад.

Известно, что его утконосые собратья вырастали до 15 метров в длину, однако этот вид был очень небольшим — всего три метра. Утконосые динозавры обитали в Европе, которая в те времена была изолирована от Африки гораздо больше, чем сегодня: чтобы попасть с одного континента на другой, нужно было преодолеть глубокий океан.

Новый вид назвали соответствующе — Ajnabia odysseus. Ajnabia в переводе с арабского означает «иностранец», приставка odysseus дана животному в честь знаменитого греческого мореплавателя. Международная группа ученых, в которую вошли специалисты из университетов Бата (Великобритания), Страны Басков (Испания), Джорджа Вашингтона (США), Музея естественной истории Сорбонны (Франция) и университета Кади Айяд (Марокко), считает, что это первое зафиксированное свидетельство того, как динозавры пересекали океан. И, возможно, в этом утконосым динозаврам помог не только случай, но и их собственные способности.

Ученые полагают, что эти животные, вероятно, были хорошими пловцами — они имели мощные хвосты и ноги. К тому же их останки нередко находят среди речных отложений и морских скал: значит, водная стихия не была чуждой для этого вида. Но в целом утконосые были, конечно, сухопутными животными, и преодоление сотен километров среди океанских вод должно было стать для них настоящим подвигом.