Ученые рассказали, как морские динозавры делили добычу — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые рассказали, как морские динозавры делили добычу

3.3

Рептилий разделили на шесть категорий в зависимости от их образа жизни и способа охоты. Моделирование показало, что динозавры предпочитали не конкурировать за добычу между группами и не занимали чужие экологические ниши, даже если те оказывались пустыми.

Акварель с изображением мезозойской морской экосистемы, написанная геологом Генри де ла Бешем в 1830 году / © Бристольский университет

Исследователи из Бристольского университета в Великобритании смоделировали, каким был океан в эпоху динозавров. Они изучили, как обитавшие в воде рептилии охотились и делили друг с другом добычу. Команда собрала информацию о 371 животном и классифицировала ее по 35 признакам, включая размер тела, рацион, тип зубов, наличие брони и вероятный способ охоты. «Мы смогли изучить множество рептилий, а затем реконструировать их образ жизни только по окаменелостям — это важный опыт», — рассказала Джейн Ривз, автор исследования и аспирантка Бристольского университета. Результаты работы опубликованы в журнале Palaeontology.

Анализ показал, что морских динозавров можно разделить на шесть категорий, в зависимости от их места обитания, образа жизни и питания. Среди них — хищники, которые преследуют добычу, хищники, которые устраивают засады на большой глубине и мелководье, а также рептилии, живущие близко к берегу и способные выходить на сушу, растительноядные и те, что питаются растительным кормом и моллюсками.

Также ученые выяснили, что динозавры не были склонны к конкуренции и предпочитали занимать одну нишу. Даже после массового триасово-юрского вымирания (около 200 миллионов лет назад) уцелевшие ихтиозавры и плезиозавры оставались «консерваторами». Они не стремились расширять свои экологические роли, из-за чего многие ниши оставались пустыми, пока их не заняли появившиеся позже крокодилы и черепахи. Исследователи отметили, что впоследствии некоторые роли также взяли на себя акулы, тюлени и киты.

Разные группы динозавров: преследующие добычу (красный), устраивающие засады (оранжевый), живущие на мелководье (желтый), питающиеся моллюсками и растительным кормом (зеленый), растительноядные (синий) / © Бристольский университет

Наконец, команда проверила, как менялось поведение разных отрядов морских рептилий с течением времени. Выяснилось, что некоторые динозавры меняли свои экологические ниши: так, ихтиозавры вначале относились к группе, которая предпочитала жить близко к берегу, но с течением времени стали устраивать засады на других животных, а затем и преследовать их.

Профессор Майк Бентон, руководитель исследования, отметил, что Ривз формировала группы на основе только тех особенностей строения каждого вида, в функциях которых ученые не сомневаются. Например, длинные и острые зубы указывают на то, что динозавр питался рыбой, а плоские и широкие были нужны, чтобы дробить раковины.

По мнению ученых, результаты исследования дают представление от том, что происходило под водой в мезозойскую эру, а собранные данные отражают модели поведения разных животных. Группа была крайне аккуратна в процессе работы и старалась не выдвигать необоснованных предположений, чтобы сделать все точно, подытожила Ривз.