Какие профессии востребованы сегодня?
13 июня
Анна Новиковская
6 660

Впервые у динозавра нашли пупок

2.5

Пупочный рубец, или пупок, может образоваться не только после отделения пуповины, но и при втягивании внутрь остатков желточного мешка, что происходит у современных яйцекладущих животных — рептилий и птиц. Теперь стало известно, что и у динозавров были пупки: изучив прекрасно сохранившийся образец мелового пситтакозавра, ученые обнаружили у него заросший пупочный рубец на животе.

Окаменелость пситаккозавра SMF R 4970: желтым пунктиром обозначено место расположения пупочного рубца / ©10.1186/s12915-022-01329-9

Хотя обычно мы думаем, что пуповина, а следовательно, и пупок могут быть только у плацентарного млекопитающего, детеныш которого развивается в утробе матери, на самом деле рубец от зажившей ранки на животе можно обнаружить и у птиц, и даже у крокодилов и ящериц! Другое дело, что механизм его образования несколько различается: если у млекопитающих пупок — это след отпавшей пуповины, соединявшей его с плацентой, то, скажем, у голубя через это отверстие в полость живота втягиваются остатки желточного мешка, уже после вылупления какое-то время обеспечивающие птенца питанием.

Поскольку у крокодилов и птиц, ближайших родственников динозавров, пупочные рубцы есть как минимум в детстве (а у некоторых видов, например миссисипского аллигатора, они сохраняются на всю жизнь), логично было бы предположить, что и у динозавров они тоже были. Тем не менее, поскольку мягкие ткани вымерших животных находят очень редко, долгое время ученые не могли подтвердить это предположение на реальных образцах.

Теперь предположение наконец-то подтвердилось фактами — а все благодаря уникальному образцу раннемелового динозавра пситтакозавра, хранящемуся в музейной коллекции под номером SMF R 4970. Раньше этот поразительно хорошо сохранившийся ящер уже «рассказал» ученым о полосе жесткой щетины на своем хвосте и маскировочной окраске, а теперь раскрыл тайны своего появления на свет.

С помощью лазерно-индуцированной флуоресценции группа ученых из Австралии, Аргентины, Китая и США изучила SMF R 4970 и обнаружила на животе динозавра два параллельных ряда чешуек с полоской соединительной ткани между ними. Из-за расположения странного образования и его крайнего сходства с пупочными рубцами змей и ящериц у ученых не осталось сомнений в том, что это за рубец.

Пупочные рубцы современных рептилий (А–D и F), трехдневного цыпленка (E) и пситтакозавра (G) / ©10.1186/s12915-022-01329-9

Конечно, находка пупочного рубца у одного-единственного экземпляра пситтакозавра не говорит о том, что у всех остальных динозавров эти образования были, тем не менее это открытие доказывает полезность необычных способов исследования окаменелостей, так что вполне возможно, что в будущем SMF R 4970 раскроет перед нами еще не один свой секрет.

Исследование опубликовано в журнале BMC Biology.