21 июля
5 260

В честь Владимира Зеленского назвали древнего пассивного фильтратора

3.5

Ausichicrinites zelenskyyi — ископаемая морская лилия из отряда коматулиды, найденная на территории Эфиопии.

Ausichicrinites zelenskyyi
Ausichicrinites zelenskyyi / © Mariusz A. Salamon et al., 2022

Польские ученые из Силезского университета в Катовице, Института палеобиологии Польской академии наук и Ягеллонского университета в Кракове назвали древнее морское беспозвоночное, найденное в бассейне Голубого Нила в центральной части Западной Эфиопии, в честь действующего украинского президента Владимира Зеленского — за его «мужество» и «отвагу», проявленные в борьбе за свободу своей страны. Об этом рассказывается в новом исследовании, опубликованном в The Royal Society Publishing.

Ausichicrinites zelenskyyi — отлично сохранившаяся ископаемая морская лилия, или перьевая звезда отряда коматулиды (Comatulida), одного из подклассов иглокожих. По словам авторов работы, это первый коматулид с Африканского континента, который относится аж к юрскому периоду, точнее — к титонскому ярусу. Возраст существа — примерно 150 миллионов лет, оно имело десять ветвящихся лучей, или рук. Судя по их экзартикуляции, то есть отсечению еще при жизни, животное погибло в результате какого-то инцидента.

«Коматулиды, известные как перьевые звезды, в онтогенезе сбрасывают свои стебли и проявляют высокую подвижность (за счет ползания и плавания). <…> К тому же это единственная существующая группа морских лилий, которая глобально распространена как на мелководье, так и на глубине», — пишут исследователи.

Морские лилии могут быть самых разных цветов: от темно-красного до ярко-оранжевого и неонового желтого. По центру тела, или чашечки, расположен обращенный вверх рот, на краю чашечки — анальной отверстие. Каждая рука может достигать до 30 сантиметров длину, причем разделяясь на десятки и даже сотню «ложных».

Все представители этого класса — пассивные фильтраторы, питающиеся водорослями, планктоном, фораминиферами, личинками мелких ракообразных путем отцеживания всей этой питательной взвеси из воды. В ротовую полость пища попадает через слизисто-ресничные желобки на внутренней стороне лучей.

Во время полевых работ в Эфиопии исследователи обнаружили крупную плиту с несколькими коматулидами. Ее доставили ​​для детального исследования в палеонтологическую лабораторию факультета естественных наук Силезского университета в Катовицах в сентябре 2021 года. Там окаменелости очистили, сфотографировали, а образцы отсканировали с помощью рентгеновской компьютерной томографии.

Плита с несколькими коматулидами в перевернутом положении (показаны черными треугольниками), окруженными предполагаемыми следами движений их рук / © Mariusz A. Salamon et al., 2022

«Описываемый экземпляр представляет собой одну из наиболее полных ископаемых коматулид, известных на сегодня, и позволяет получить уникальное представление о морфологии ее рук и усиков. Дистальные части рук и некоторые усики могли быть утеряны во время шторма и/или после того, как экземпляр оказался на суше. Описываемый таксон имеет совокупность признаков, которые ранее не встречались ни у одной из ископаемых коматулид и редко отмечаются у современных. Его перышки и усики тонкие, без шипов либо гребенчатых структур, обычно наблюдаемых у ископаемых коматулидов. Напротив, перышки и усики современных видов обычно имеют некоторый орнамент. <…> Скорее всего, наша окаменелость иллюстрирует высокую фенотипическую конвергенцию (эволюционное сходство между малородственными систематическими группами организмов. — Прим. ред.) морских лилий. Описанный экземпляр демонстрирует признаки регенерации пиннул (концевые придатки морских лилий. — Прим. ред.), что представляет собой первый пример этого явления у ископаемой перьевой звезды», — рассказали ученые.

Называть разных представителей фауны в честь знаменитых личностей — популярная практика. К примеру, недавно червю, паразитирующему на тарантулах, присвоили имя актера Джеффа Дэниэлса, а новому виду дождевых лягушек — шведской активистки Греты Тунберг.