20.01.2022
Александра Медведева
2 390

Червя, паразитирующего на тарантулах, назвали в честь актера Джеффа Дэниэлса

4.1

Червь Tarantobelus jeffdanielsi оказался вторым известным видом нематод, заражающим тарантулов. Ученые дали ему название в честь Джеффа Дэниэлса, сыгравшего главную роль в фильме «Арахнофобия». Однако это далеко не первый случай, когда новый вид получает имя актера.

Тарантул, зараженный Tarantobelus jeffdanielsi
Тарантул, зараженный Tarantobelus jeffdanielsi/ © Adler Dillman, UCR

Ученые из Калифорнийского университета Риверсайде открыли червя из типа нематод, паразитирующего на тарантулах. Новый вид, описанный в Journal of Parasitology, получил название Tarantobelus jeffdanielsi — в честь американского актера, музыканта и продюсера Джеффа Дэниелса, сыгравшего главную роль в фильме «Арахнофобия», где его герой спас город от нашествия пауков.

Нематоды, также известные как круглые черви, — одни из самых распространенных паразитов на планете. На сегодня описано более 25 тысяч видов нематод, заражающих практически любых животных. Однако T. jeffdanielsi стал лишь вторым известным науке представителем типа, паразитирующим на тарантулах. Вид был обнаружен, когда заводчик пауков обратился к автору исследования Адлеру Диллману, чтобы определить загадочную болезнь, поразившую его тарантулов. Исследуя белую массу, выделявшуюся вокруг рта больных пауков, ученый диагностировал заражение круглыми червями.

У пауков переставали двигаться педипальпы — вторая пара конечностей, выполняющая осязательную функцию и поддерживающая ротовые придатки. Кроме того, тарантулы отказывались от пищи. Дальнейшие исследования показали, что T. jeffdanielsi — гермафродиты. За жизнь каждый червь способен произвести на свет около 160 потомков. В лабораторных условиях продолжительность жизни нематод составляла 11 дней, но пока не ясно, как долго они могут существовать в организме паука.

Удивительной особенностью вида стало то, что T. jeffdanielsi обитали только около рта тарантула, не заселяя желудок. Это натолкнуло ученых на мысль, что нематоды могут питаться бактериями, живущими во рту пауков. Гипотезу подтвердило то, что черви, выращенные в лаборатории, охотно поедали кишечную палочку. Ученым предстоит узнать, как нематоды изменяют поведение тарантулов и парализуют их педипальпы. Эта информация поможет заводчикам лечить пауков и предотвращать будущие инфекции.

T. jeffdanielsi стал далеко не первым живым существом, получившим имя актера. Например, в Малайзии обитает водный жук Grouvellinus leonardodicaprio — так ученые выразили признательность Леонардо ДиКаприо за его экоактивизм. За заслуги в делах охраны природы имя Харрисона Форда получили сразу два вида членистоногих: паук Calponia harrisonfordi и муравей Pheidole harrisonfordi. А назвав паука Aptostichus angelinajolieae, американский энтомолог выразил Анджелине Джоли благодарность за работу послом доброй воли в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Новый вид жужелицы, оказавшийся на грани исчезновения из-за вырубки лесов Коста-Рики, получил имя в честь Кейт Уинслет — Agra katewinsletae: таким образом ученые решили привлечь внимание к проблеме. Также поступили энтомологи, давшие имя Леди Гаги мухе-горбатке Kaikaia gaga. Этот вид оказался единственным представителем нового рода, что требовало внимания со стороны научного сообщества.

Однако не всегда ученые руководствуются подобными целями при выборе названия нового вида. Так, имя Брэда Питта получила паразитическая оса Conobregma bradpitti по той причине, что он просто оказался любимым актером первооткрывателей. Арахнологи, назвавшие паука Corambis jacknicholsoni в честь Джека Николсона, считают его величайшим актером современности, а вот вид древесной жужелицы Agra schwarzeneggeri своим строением напомнил ученым фигуру Арнольда Шварценеггера.

В честь актеров называют не только членистоногих: к примеру, новый вид динозавра зауропода, обнаруженный недалеко от места съемок «Хорошего, плохого, злого», носит имя Europatitan eastwoodi — в честь Клинта Иствуда, сыгравшего в этом фильме одну из главных ролей.

Названия новых видов не ограничиваются именами актеров. Naked Science уже писал о мухах, названных именами героев Marvel, кроме того, популярностью пользуются персонажи «Гарри Поттера» и «Властелина колец».